Новости здоровья. Лучшие статьи о здоровье.

Эврика! Как включить вдохновение

Вспомните моменты, когда вы были особенно креативны. Чем вы были заняты, когда у вас в голове неожиданно складывались ответы на сложные задачи, над которыми вы долго бились? Вполне вероятно, что в тот момент вы даже и не пытались их решать. Куда вероятнее, что вы просто замечтались, принимая душ или ванну.

А может, лучшие идеи приходят к вам, когда вы бегаете или прогуливаетесь. Многие уважаемые философы, от Кьеркегора до Торо, считали ежедневные прогулки чем-то священным, ключом к генерированию новых идей.

«Я думаю, что мои мысли начинают течь в тот момент, когда начинают двигаться мои ноги», — записал Торо в дневнике.

Лин-Мануэль Миранда, автор успешного бродвейского шоу «Гамильтон», описывает это так: «Хорошая идея не приходит к вам, когда вы делаете миллион дел сразу. Хорошая идея приходит в моменты отдыха. В дýше, или когда рисуете закорючки в блокноте, или когда играете в паровозики с сыном. Когда ваш мозг находится по ту сторону».

Заметили то важное, что объединяет эти наблюдения? Самые замечательные идеи часто приходят в те малые промежутки между осознанной мыслительной деятельностью, когда наш мозг отдыхает.

Эврика! Как включить вдохновение
Отдых — один из лучших способов включить креативное мышление. Источник

Наука это подтверждает. Исследователи обнаружили: бóльшую часть времени бодрствования мы проводим за активными размышлениями, однако около 40 процентов творческих идей возникают именно во время передышек.

Большинство творческих прорывов происходят по стандартной схеме. Сначала мы погружаемся в работу, активно размышляя на определенную тему. Наш сознательный мозг заводит нас довольно далеко, но все-таки мы часто так и не можем отыскать недостающую часть головоломки. Когда мы доходим до этой черты, лучшее, что можно сделать, — остановиться, хотя это и кажется контрпродуктивным.

Часто, перестав активно и осознанно размышлять и позволив мозгу отдохнуть, мы волшебным образом находим недостающий элемент. Магия творческих открытий зависит от умения прекратить думать. Чтобы понять этот секрет, мы должны обратиться к разнице между сознанием и подсознанием.

Наш творческий мозг

Когда мы активно работаем над чем-то, наш сознательный мозг (сеть активного режима) руководит спектаклем. Он действует линейно и логично, по принципу «если — то». Если это так, то это эдак, а если нет — то, видимо, как-то иначе.

В основном такой род линейного мышления служит нам хорошо. Но время от времени мы застреваем. Мы можем сидеть и пялиться на компьютерный экран или классную доску, пытаясь что-то придумать, но пока мы продолжаем пытаться, у нас ничего не получается.

Только когда мы прекращаем пытаться, наш сознательный мозг отключается и дело в свои руки берет наш подсознательный мозг (система пассивного режима).

Подсознательный мозг работает совершенно иначе, чем сознательный. Он отходит от принципов линейного мышления и действует скорее случайным образом, выуживая информацию из тех областей мозга, которые недоступны, когда мы сознательно над чем-то работаем.

Эти участки мозга похожи на бескрайние джунгли, окружающие дорогу «если — то», по которой бегает наш сознательный мозг. Там и живут наши творческие идеи.



Наш творческий мозг
Подсознание — кладезь креативных идей. Источник

Нейробиологи обнаружили, что подсознание работает постоянно, в фоновом режиме. Но, как выяснил Райхле, откровения подсознания начинают выходить на свет, только когда мы отключаем сознательный мозг, переходя в состояние отдыха.

Математик Дэвид Госс на собственном опыте убедился, что отдых порождает креативность. Госс — почетный профессор университета Огайо, он получил международное признание за революционную работу в области теории чисел.

Ему удалось выстроить целый параллельный мир, в котором невозможные математические задачи становились возможными. Где Госс черпал вдохновение? Вот что он рассказывает: «Все эти безумные идеи пришли ко мне через подсознание, когда я занимался на велотренажере или просто прогуливался. Некоторые из идей и в самом деле были безумными. А некоторые оказались совсем не такими сумасшедшими».

Он откладывал безумные идеи на будущее. А не столь безумные? Они превратились во второй язык математики. Без сомнения, у Госса невероятно мощный сознательный ум. Но не меньшего восхищения заслуживает именно его подсознательный ум, его способность оторваться от работы и отдохнуть.

«Подсознание — очень мощная штука, — говорит Госс. — Корпеть над работой стоит хотя бы ради того, что происходит, когда вы останавливаетесь».

Как выйти из умственного тупика

Вот несколько правил перезагрузки мозга.

— Когда вы работаете над тяжелой умственной задачей и упираетесь в тупик, прекратите работать.

— Прекратите делать то, чем вы занимались, хотя бы на пять минут.

— Чем тяжелее задача, тем дольше должен быть перерыв.

— Если задача лишила вас сил, подумайте о перерыве до следующего утра.

— Во время перерывов, если вы не ложитесь спать, занимайтесь делами, которые не требуют или почти не требуют осознанного мышления. Например, послушайте музыку, примите душ, прогуляйтесь, побудьте на природе, помойте посуду, пораскрашивайте картинки.

— Во время передышки вам может прийти в голову отличная идея. Но даже если вы не возопите «Эврика!», ваше подсознание все равно поработало. Когда вы вернетесь к задаче, то, скорее всего, продвинетесь вперед.

Больше о том, как правильно работать и отдыхать, чтобы оставаться максимально эффективным, читайте в книге «На пике»

Настраиваем мозг на позитив

Любой человек может «перепрошить» свой мозг, избавиться от негативного мышления и настроиться на позитив. Как именно? Рассказывает Лоретта Грациано Бройнинг, заслуженный профессор Калифорнийского университета, автор бестселлеров «Гормоны счастья» и «Управляй гормонами счастья».

1. Помните, что тяжелые чувства, которые вы испытываете, — это всего лишь электрические импульсы, пробегающие по сформированным в вашем мозге нейронным путям.

Всплеск «гормона стресса» кортизола происходит в тот момент, когда активируются нейронные цепочки, сформировавшиеся в вашем мозге в предыдущие годы под влиянием отрицательного опыта. Негативное восприятие реальности — это просто привычка, от которой вы можете избавиться.

Всплеск «гормона стресса» кортизола происходит в тот момент, когда активируются нейронные цепочки
Источник

2. Используйте свою суперспособность строить новые нейронные связи.

Вы можете направить электрические импульсы в иное русло и построить другие нейронные связи. Для этого нужно следовать новому шаблону поведения в течение 45 дней. Если вы проявите достаточно упорства, у вас сформируются позитивные привычки, запускающие синтез «гормонов счастья».

Используйте свою суперспособность строить новые нейронные связи.
Источник

3. Подогревайте чувство приятного возбуждения, которое возникает, когда вы предвкушаете награду. За это ощущение отвечает «гормон счастья» дофамин.

В реальном мире трудно предсказать, когда вы получите вознаграждение, но всегда можно скорректировать свои ожидания и начать наслаждаться каждым следующим шагом на пути к цели.

Подогревайте чувство приятного возбуждения, которое возникает, когда вы предвкушаете награду.
Источник

4. Стимулируйте выработку окситоцина («гормона любви и привязанности»), выстраивая доверительные отношения с другими людьми.

Доверять окружающим не всегда безопасно, поэтому мозг, который мы унаследовали от предков-млекопитающих, очень осторожен и разборчив. Предпринимайте маленькие шаги, чтобы сблизиться с другими людьми (это могут быть небольшие взаимодействия — улыбка, обмен взглядами, замечание о погоде).

Делайте это как можно чаще! В результате ваш мозг настроится на выработку окситоцина и вознаградит вас приятным чувством комфорта.

В результате ваш мозг настроится на выработку окситоцина и вознаградит вас приятным чувством комфорта.
Источник

5. Фокусируйтесь на преимуществах своего социального положения, вместо того чтобы думать о том, чего вам не хватает. Это будет способствовать синтезу еще одного «гормона счастья» — серотонина.

Мозг млекопитающего заставляет нас сравнивать себя с окружающими, потому что в мире животных высокий статус помогает выжить. Ищите способы почувствовать свою значимость, не принижая других, и наслаждайтесь приливами серотонина.

Мозг млекопитающего заставляет нас сравнивать себя с окружающими
Источник

6. Смех стимулирует синтез эндорфина — гормона, вызывающего чувство эйфории. Так что обязательно находите время для веселья.

Нас не всегда смешит то, что находят забавным другие люди (в том числе наши друзья), поэтому лучше всего ориентироваться на собственное чувство юмора.

Смех стимулирует синтез эндорфина — гормона, вызывающего чувство эйфории.
Источник

Физические нагрузки тоже способствуют выработке эндорфина. Сделайте спорт частью своей жизни, но не доводите себя до изнеможения. Помните, что тренировки не должны вредить здоровью и приносить вам боль.

7. При высоком уровне кортизола нам все представляется в более мрачных тонах, чем оно есть на самом деле. Как только почувствуете, что тревога, страх и напряжение нарастают, просто сделайте паузу и отвлекитесь на что-то другое.

Предназначение кортизола — предупреждать вас о потенциальных угрозах, поэтому только их вы и будете видеть вокруг, пока не расслабитесь и не дадите своему телу пару часов, чтобы метаболизировать этот гормон.

При высоком уровне кортизола нам все представляется в более мрачных тонах
Источник

Больше о том, как справиться с негативными эмоциями и настроить себя на позитивное мышление, читайте в книгах «Гормоны счастья» и «Управляй гормонами счастья»

 

 

Хобби, которые продлят активность мозга.

Старению подвержено не только наше тело, но и мозг. Увы, сохранить память, ясный ум и интеллект в преклонном возрасте удается далеко не всем. Даже у взрослого здорового человека проявляется естественное ухудшение когнитивных функций.

Тем не менее, нейрофизиологи уверены — если правильно питаться, вести активный образ жизни и посвящать время определенным занятиям, развивающим мозг, в старости вы будете умнее всех!

Вот 12 самых интересных и полезных хобби для развития мозга. Выберите одно или несколько и посвящайте им хотя бы полчаса в день!

1. Медитация

Медитация помогает снизить уровень стресса, давление крови, укрепить иммунную систему и улучшить способность концентрироваться.

Всего десять минут полной релаксации вернут вам отличное настроение и помогут мозгу работать лучше.

2. Работа в саду

Садоводство – на удивление полезное хобби для мозга. Когда вы проводите время, выращивая овощи и фрукты, Вы:

  • снижаете уровень кортизола – гормона стресса;
  • заряжаетесь позитивом;
  • гордитесь своими достижениями;
  • выполняете физическую работу;
  • снижаете риск деменции на 36%;
  • проводите время на свежем воздухе.

3. Приготовление пищи

Исследования показывают, что люди, которые готовят кушать дома, ведут в целом более здоровую жизнь. Помимо этого, они имеют возможность выбрать максимально здоровые продукты и насладиться процессом приготовления, что благотворно сказывается на состоянии мозга.

4. Чтение

Чтение учит разум фокусироваться, расширяет словарный запас, развивает воображение, аналитические способности и делает мозг более активным. Помимо этого, чтение – один из лучших способов борьбы со стрессом (уровень стресса снижается на 69%).



Чтение перед сном помогает быстрее погрузиться в крепкий и здоровый сон.

5. Игра на музыкальном инструменте

Игра на музыкальном инструменте способствует когнитивному развитию, улучшает координацию и мелкую моторику. Как у детей, так и у взрослых игра на музыкальном инструменте повышает уровень IQ.

6. Игра в шахматы

Игра в шахматы, несомненно, является одним из лучших хобби для мозга: во время игры развиваются оба полушария мозга, улучшается память и улучшается стратегическое мышление.

7. Танцы

Танцы – это не только отличная физическая тренировка, которая снижает уровень стресса и повышает уровень серотонина. Танцы – это также способ стать умнее, поскольку для запоминания и воспроизведения различных комбинаций движений Вы активно задействуете различные области мозга.

8. Командные виды спорта

Играя в команде, Вы получаете множество преимуществ: подвижность, новые друзья и общение. Исследование показывают, что отсутствие общения негативно сказывается как на состоянии мозга, так и на общем состоянии здоровья. Поэтому баскетбол, футбол, волейбол и прочие командные виды спорта станут отличным способом провести время с пользой.

9. Боевые искусства

Помимо очевидного преимущества – умения постоять за себя – боевые искусства отлично развивают мозг, повышая способность концентрироваться, удерживать равновесие, а также достичь единства разума и тела.

10. Вязание

Эксперты утверждают, что вязание – отличный способ борьбы с тревожностью, беспокойством, депрессией и хронической болью. Преимущества работы руками можно сравнить с эффектом медитации. Вязание активирует парасимпатическую нервную систему и притупляет реакцию «бей или беги».

11. Письмо

Ведение дневника, журнала или блокнота, в котором вы записываете свои мысли, идеи, цели и т.д. помогает решить множество проблем и служит своеобразным механизмом снятия стресса. Более того, письмо помогает лучше запоминать информацию.

12. Изучение языков

Мозг полиглотов работает иначе по сравнению с мозгом человека, который владеет всего одним языком. Изучение иностранного языка сделает вас умнее. Помимо этого, Вы сможете общаться с иностранцами, познавая их культуру. Все это помогает снизить риск деменции.

Источник: www.brainum.ru

 

 

Как сохранить здоровье мозга на долгие годы? Советы нейробиолога

Венди Сузуки успешно руководит интерактивной исследовательской лабораторией нью-йоркского университета и пишет книги о непосредственном влиянии физической активности на здоровье мозга. Она изучает то, как аэробные тренировки улучшают наше внимание, память и когнитивные способности. Венди разработала авторскую методику физических упражнений, способную поменять образ мыслей и повлиять на жизнь. Подробно она описала свои выводы в книге «Странная девочка, которая влюбилась в мозг". В интервью журналу ELLE Венди Сукуки рассказала несколько основных правил, которые помогут существенно повысить мозговую активность и качество жизни. 

 

Можете поделиться какими-то наблюдениями из своего опыта, которые помогут сделать жизнь лучше?

ВЕНДИ СУЗУКИ: Самый главный лайфхак, который я знаю, — это найти способ внедрить в свою жизнь физическую активность на регулярной основе. Сделайте это так, чтобы вам было весело: если вы любите общаться, тогда идите гулять с друзьями; если предпочитаете одиночество, тогда пройдитесь по живописному парку. Как нейробиолог я могу сказать вам, что это даст огромный заряд энергии, сделает жизнь здоровее и счастливее.

Какие продукты оказывают благотворный эффект на работу мозга?

ВЕНДИ СУЗУКИ: Все, что идет на пользу телу — хорошо и для мозга. Питание с большим количеством овощей, фруктов, рыбы и нежирного мяса подходит практически всем. Не стоит забывать про полезные жиры. А лучшая диета из всех существующих — Средиземноморская.

Как физическая активность влияет на работу мозгу? И в какое время тренировки будут эффективнее?

ВЕНДИ СУЗУКИ: Все аэробные тренировки положительно влияют на наш мозг. Полезна именно физическая активность, которая увеличивает частоту сердцебиения, но это не значит, что нужно бежать марафон. Даже простая силовая нагрузка, которую легко организовать дома, может принести свои плоды. А ответ на вопрос, когда лучше тренироваться — в любое время! Лучше уделить хотя бы 10 минут физической активности в разгар рабочего дня, чем совсем ничего не сделать. Упражнения стимулируют выброс нейромедиаторов и рост факторов, которые положительно влияют на настроение и усиливают способности мозга. А если уделять время упражнениям с самого утра, то вы дадите позитивный заряд мозгу на весь день.

 

Как влияет секс на работу мозга?

ВЕНДИ СУЗУКИ: Секс высвобождает эндорфины, нейромедиаторы и гормоны, которые улучшают настроение, да и в общем полезны для мозга. Регулярный секс определенно важная часть правильного образа жизни: он сохранят ваш мозг здоровым и счастливым.



Как поддерживать мозг в форме после тридцати?

ВЕНДИ СУЗУКИ: Я думаю, забота о здоровье мозга особенно важна между 30 и 40 годами. В этом возрасте появляются привычки, которые будут с вами до конца. В этом промежутке нужно выбрать для себя регулярную форму физической активности, которая вам ближе всего, которая станет часть нашей жизни на долгие годы. Регулярные тренировки помогут держать мозг в форме, а это напрямую влияет на самочувствие, настроение, концентрацию. Активность может действительно улучшить работу мозга. Эти позитивные изменения в образе жизни защитят мозг в будущем.

Как социальные сети и технологии влияют на мозг?

ВЕНДИ СУЗУКИ: Человек по своей природе тянется к социуму. Огромный процент нашего мозга вовлечен в процессы, которые помогают нам взаимодействовать с другими людьми и понимать сигналы общества. С помощью вовлечения в полноценную социальную жизнь, вы активируете часть когнитивных функций. Технологии прекрасны, они дают нам полезную информацию быстро и легко. Но это также может вызывать зависимость. К тому же, гаджеты часто сбивают ритмы сна, что не очень хорошо для здоровья в целом. Негатив в социальных сетях может повысить уровень стресса и беспокойства. Да, технологии могут существенно облегчить нашу жизнь, но нужно найти способ использовать их так, чтобы они не наносили вред здоровью. Контролируйте ситуацию, не давайте смартфону возможности впустую тратить ваше время.

«Хотите работать хорошо — постарайтесь хотя бы иногда не работать»

 

Если вы ни разу не спрашивали у гугла, как бороться с усталостью и восстановить силы, вы счастливый человек. Во-первых, у вас, видимо, хватает времени, чтобы как следует выспаться. Во-вторых, вы не видели ответов на подобные запросы (а они впечатляют: «Закройте дыры, через которые утекает энергия», «Практикуйте дыхание Будды»). SM и Skyeng Camp Intensive собрали рекомендации, которым действительно можно верить.

Для начала вспомним, как работает наш мозг. Психолингвист Татьяна Черниговская называет мозг самым сложным механизмом во Вселенной: в нем примерно 100 миллиардов нейронов, каждый из которых может иметь от 50 до 100 тысяч контактов с другими нервными клетками мозга. Можно примерно подсчитать, но невозможно представить, сколько всего в мозге связей.

Нервные импульсы от клетки к клетке передаются нейромедиаторами — дофамином, эндорфином, ацетилхолином, норадреналином и другими. Но запасы этих медиаторов в клетках ограничены, при активной непрерывной работе их становится меньше, и мозгу нужно время на их пополнение. Как и в любом другом нашем органе, который перестанет работать, если ему не хватает питания. И усталость мозга — не субъективное ощущение, которым можно пренебречь, это физиологическое явление.

Лучше всего мозг восстанавливается во время сна, и чем он более глубокий, качественный и продолжительный, тем полнее клетки мозга восстановят запас веществ-медиаторов. А мы, соответственно, будем чувствовать себя свежими, бодрыми и полными сил. 

Сегодня мы не будем рассказывать о том, какой сон лучше всего восстанавливает работу мозга и как добиться такого сна: это отдельная большая тема. Вместо этого представим, что спать полноценные восемь часов не получается ни при каких обстоятельствах. Вот несколько советов, как быстро, но безопасно (то есть без применения запрещенных в нашей стране психоактивных веществ) «подстегнуть» свой мозг во время вынужденной напряженной работы и в целом повысить его эффективность.

1. Учитывайте свой хронотип, когда планируете дела

 То есть не игнорировать то, «сова» вы, «жаворонок» или не очень внятный, но, судя по статистике, весьма распространенный «голубь». Если коротко, голубям повезло больше всего: им все равно, в какое время работать. Хронотип — не каприз ленивых и необязательных людей, и аргументы образца «на Руси вставали косить в 5 утра — и ничего» примерно такого же доказательного уровня, как и напоминание современным женщинам о том, что их бабушки рожали в поле и тут же шли работать дальше.

Кристофер Бэрнс (Christopher Barnes), ассистент профессора менеджмента бизнес-школы при Университете Вашингтона, уточняет разновидности хронотипа. По его словам, есть несколько оптимальных временных промежутков для выполнения творческих задач и работы, требующей концентрации. Большинство людей лучше соображают либо в середине утра (10-11 часов), либо поздним вечером (соответственно, 22-23 часа).

Определить, что вы за птица, можно с помощью классического теста Хорна — Остберга, который позволяет понять психологически комфортное для человека время сна и бодрствования. Согласно результатам теста, примерно по 20% людей относятся к «жаворонкам» и «совам», остальные 60% — «голуби».

2. Забудьте об интернет-мусоре

 Например, об уютненьком фейсбуке, который так и тянет открыть во время скучной методичной работы. Это часто воспринимается нами как небольшой, но заслуженный отдых, награда за упорство. Но каждый, наверное, испытывал острое чувство досады на себя, когда думал зайти в любимую соцсеть на пару минут, а они незаметно и необъяснимо превратились в полчаса. Интернет настолько затягивает и рассеивает наше внимание, что мы готовы «залипнуть» не только на лайках вроде бы не чужих и интересных нам френдов, но и поймать себя на чтении статьи «Звезды признались, какие необычные позы для сна они выбирают».

Николас Карр (Nicholas Carr) в своей книге «Пустышка. Что интернет делает с нашими мозгами», формулирует суровую правду: «Мы охотно примиряемся с потерей концентрации и внимания, фрагментацией мыслей в обмен на изобилие интригующей или по крайней мере занимательной информации». Склонность нашей психики постоянно искать что-то новое на фоне того, что интернет все больше нужен нам для реальных рабочих задач, сыграла с нами злую шутку: вместо того, чтобы искать и запоминать действительно полезную информацию, мы стремимся получить новизну как можно более легким способом. И это стремление складывается в компульсивные циклы.

Здесь будет уместным напомнить, что в психиатрии отрицание зависимости — один из критериев формирования зависимости. Избавляться от интернет-зависимости лучше постепенно, самыми простыми способами. Например, проверять личную почту только три раза в день — когда вы просыпаетесь, во время перерыва на обед и перед завершением рабочего дня.

Что касается остальных закладок вашего браузера — попробуйте ограничивать время, которое вы проводите на ваших любимых (но не суперполезных) сайтах. Чтобы сделать первый шаг к такой привычке, могут быть полезны расширения вроде Grayscale the Web: оно делает сайты черно-белыми. И таким образом показывает, насколько они на самом деле интересны вам, если не раскрашены в привычные яркие фирменные цвета.

3. Играйте на скрипке (переключайтесь на монотонное занятие)

 Или, говоря серьезно, тренируйте внимательность, как Шерлок Холмс. Мария Конникова, автор книги «Выдающийся ум: мыслить как Шерлок Холмс», предлагает брать пример с этого героя. Внимательность, способность замечать детали, ускользнувшие от других — его выдающаяся черта. И, как напоминает Конникова, в основе метода Холмса — внешнее, кажущееся бездействие. Ведь герой Конан Дойля часто просто сидит в кресле или играет на скрипке. Именно это помогает Холмсу быть сконцентрированным и внимательным ко всем мелочам.

Попробуйте начать подражать детективу: устраивать 10-минутные перерывы для того, чтобы протереть пыль, походить по комнате из одного угла в другой, расставить книги, поиграть на пианино или другом музыкальном инструменте, если вас это расслабляет. Эти небольшие отрезки времени помогут очищать и развивать внимание, которое потом можно будет направить на действительно полезные дела.

4. Ничего не делайте. Осознанно

 Не в смысле потупить в соцсеть или поиграть в приставку, а действительно лечь (сесть) и постараться ни о чем не думать. Запасы нейромедиаторов вы так не восстановите, в этом деле без сна никуда, а вот с мозгом в целом во время осознанного безделья происходят интересные вещи.

 Читайте также

 Американский нейрофизиолог Эндрю Смарт в своей книге «О пользе лени. Инструкция по продуктивному ничегонеделанию» пишет, что у нашего мозга тоже есть автопилот, и он включается, когда мы погружаемся в состояние покоя, ослабляя «ручное управление» своей жизнью. «Он в курсе, куда мы в действительности хотим пойти и что делать. Но единственный способ узнать, что известно нашему автопилоту, — перестать управлять “самолетом” и позволить программе вести нас».

«Мысли, которые приходят на ум в периоды безделья, зачастую поднимаются из глубин бессознательного и не всегда бывают приятными. Однако мозг привлекает наше внимание неспроста. Благодаря бездействию великие идеи, погребенные в бессознательном, получают шанс проникнуть в сознание», — пишет Смарт. Он выдвигает гипотезу, что у этого может быть нейрофизиологическое объяснение. «Сеть состояния покоя», или «сеть пассивного режима работы мозга», была открыта неврологом Маркусом Райхлом из Университета Вашингтона в Сент-Луисе в 2001 году. Эта сеть включается, когда мы бездействуем.

Райхл заметил, что когда участники его экспериментов лежали в томографе и выполняли сложные задания на мышление, активность некоторых участков мозга снижалась. Ученый удивился и решил изучить, как ведет себя мозг между экспериментальными заданиями. Исследователь обнаружил особую сеть, активность которой увеличивалась, когда люди отключались от внешнего мира. Когда нужно выполнить скучное задание в эксперименте с МРТ, например запомнить список слов, некоторые зоны мозга становятся более активными, а другие — менее.

Тут нет ничего необычного. Однако если человек просто лежит в томографе, закрыв глаза или уставившись в экран, мозговая деятельность не снижается. Просто зоны активности меняются местами. Та, что подавляется во время заданий, включается при отдыхе. Это и сеть состояния покоя.

 В общем, если вы хотите работать хорошо, постарайтесь не работать хотя бы иногда. И успокойте себя тем, что у вас есть на это научное основание. Ну а если вы планируете вместить в свой график еще и образование (мы, конечно, про английский), вам тем более нельзя игнорировать свое физическое состояние.

Пять способов, с помощью которых самонастраивается ваш мозг

Мы, млекопитающие, способны в течение жизни создавать нейронные связи, в отличие от видов с устойчивыми связями. Эти связи создаются по мере того, как окружающий нас мир воздействует на наши органы чувств, которые посылают соответствующие электрические импульсы в мозг. Эти импульсы прокладывают нейронные пути, по которым в будущем быстрее и легче побегут другие импульсы. Мозг каждого отдельного человека настроен на индивидуальный опыт. Ниже приведены пять способов, с помощью которых опыт физически меняет ваш мозг.

1. Жизненный опыт изолирует молодые нейроны

Постоянно работающий нейрон с течением времени покрывается оболочкой из особого вещества, которое называется миелин. Это вещество значительно повышает эффективность нейрона как проводника электрических импульсов. Это можно сравнить с тем, что изолированные провода могут выдерживать значительно большую нагрузку, чем оголенные. Покрытые миелиновой оболочкой нейроны работают без затраты излишних усилий, что свойственно медленным, «открытым» нейронам. Нейроны с миелиновой оболочкой выглядят скорее белыми, чем серыми, поэтому мы разделяем наше мозговое вещество на «белое» и «серое».

В основном покрытие нейронов миелином завершается у ребенка к возрасту двух лет, по мере того как его тело научается двигаться, видеть и слышать. Когда рождается млекопитающее, в его мозгу должна сформироваться ментальная модель окружающего его мира, что предоставит ему возможности для выживания. Поэтому выработка миелина у ребенка максимальна при рождении, а к семи годам она несколько снижается. К этому времени вам уже не надо учить заново истины, что огонь обжигает, а земное тяготение может заставить вас упасть.

Если вы думаете, что миелин «зря расходуется» на усиление нейронных связей именно у молодых, то следует понимать, что природа устроила именно так по обоснованным эволюционным причинам. На протяжении большей части истории человечества люди заводили детей сразу по достижении половой зрелости. Нашим предкам нужно было успеть решить первоочередные насущные задачи, которые обеспечивали выживание их потомства. Во взрослом состоянии они больше использовали новые нейронные связи, чем перенастраивали старые.

С достижением периода полового созревания человека формирование миелина в его организме вновь активизируется. Это происходит из-за того, что млекопитающему предстоит осуществить новую настройку своего мозга на поиск наилучшего брачного партнера. Часто в период спаривания животные мигрируют в новые группы. Поэтому им приходится привыкать к новым местам в поисках пищи, а также к новым соплеменникам. В поисках брачной пары люди также нередко вынуждены перемещаться в новые племена или кланы и постигать новые обычаи и культуру. Рост выработки миелина в период полового созревания как раз всему этому и способствует. Естественный отбор устроил мозг таким, что именно в этот период он меняет ментальную модель окружающего мира.

Все, что вы целенаправленно и постоянно делаете в годы своего «миелинового расцвета», создает мощные и разветвленные нейронные пути в вашем мозгу. Именно поэтому так часто гениальность человека проявляется именно в детстве. Именно поэтому маленькие горнолыжники так лихо пролетают мимо вас на горных спусках, которые вы не можете освоить, сколько ни стараетесь. Именно поэтому таким трудным становится изучение иностранных языков с окончанием юношеского возраста. Будучи уже взрослыми, вы можете запоминать иностранные слова, но чаще всего вы не можете быстро подбирать их для выражения своих мыслей. Это происходит потому, что вербальная память концентрируется у вас в тонких, не покрытых миелином нейронах. Мощные миелинизированные нейронные связи заняты у вас высокой мыслительной деятельностью, поэтому новые электрические импульсы с трудом находят свободные нейроны. […]

Колебания активности организма в миелинизации нейронов могут помочь вам понять, почему у людей возникают те или иные проблемы в разные периоды жизни. […] Помните, что человеческий мозг не достигает своей зрелости автоматически. Поэтому часто говорят, что мозг у подростков еще не вполне сформировавшийся. Мозг «миелинирует» весь наш жизненный опыт. Так что если в жизни подростка будут иметь место эпизоды, когда он получает незаслуженное вознаграждение, то он накрепко запоминает, что награду можно получить и без усилий. Некоторые родители прощают подросткам плохое поведение, говоря, что «их мозг еще не полностью оформился». Именно поэтому очень важно целенаправленно контролировать тот жизненный опыт, который они впитывают. Если позволить подростку избегать ответственности за свои действия, то можно сформировать у него разум, который будет ожидать возможности уклонения от такой ответственности и в дальнейшем. […]

2. Жизненный опыт повышает эффективность работы синапса

Синапс — это место контакта (небольшой промежуток) между двумя нейронами. Электрический импульс в нашем мозгу может передвигаться только при том условии, что он достигает конца нейрона с достаточной силой, чтобы «перепрыгнуть» через этот промежуток к следующему нейрону. Эти барьеры помогают нам фильтровать на самом деле важную входящую информацию от не имеющего значения так называемого «шума». Прохождение электрического импульса через синаптические промежутки — это очень сложный природный механизм. Его можно представить себе так, что на кончике одного нейрона скапливается целая флотилия лодок, которая транспортирует нейронную «искру» в специальные приемные доки, имеющиеся у рядом расположенного нейрона. С каждым разом лодки лучше справляются с транспортировкой. Вот почему получаемый нами опыт увеличивает шансы передачи электрических сигналов между нейронами. В мозге человека имеется более 100 триллионов синаптических связей. И наш жизненный опыт играет важную роль, чтобы проводить по ним нервные импульсы так, чтобы это соответствовало интересам выживания.

На сознательном уровне вы не можете решать, какие именно синаптические связи вам следует развивать. Они формируются двумя основными способами:

1) Постепенно, путем многократного повторения.

2) Одномоментно, под воздействием сильных эмоций.

[…] Синаптические связи строятся на основе повторения или эмоций, пережитых вами в прошлом. Ваш разум существует за счет того, что ваши нейроны образовали связи, которые отражают удачный и неудачный опыт. Некоторые эпизоды из этого опыта были «закачаны» в ваш мозг благодаря «молекулам радости» или «молекулам стресса», другие были закреплены в нем благодаря постоянным повторениям. Когда модель окружающего мира соответствует той информации, которая содержится в ваших синаптических связях, электрические импульсы пробегают по ним легко, и вам кажется, что вы вполне в курсе происходящих вокруг вас событий.

 

3. Нейронные цепочки формируются только за счет активных нейронов

Те нейроны, которые активно не используются мозгом, начинают постепенно ослабевать уже у двухлетнего ребенка. Как ни странно, это способствует развитию его интеллекта. Сокращение числа активных нейронов позволяет малышу не скользить рассеянным взглядом по всему вокруг, что свойственно новорожденному, а опираться на нейронные пути, которые у него уже сформировались. Двухлетний малыш способен уже самостоятельно концентрироваться на том, что доставляло ему в прошлом приятные ощущения типа знакомого лица или бутылочки с его любимой едой. Он может остерегаться того, что в прошлом вызвало у него отрицательные эмоции, например драчливый товарищ по играм или закрытая дверь. Юный мозг полагается уже на свой небольшой жизненный опыт в том, что касается удовлетворения нужд и избегания потенциальных угроз.

Как бы ни строились нейронные связи в мозге, вы ощущаете их как «истину»

В возрасте от двух до семи лет процесс оптимизации мозга у ребенка продолжается. Это заставляет его соотносить новый опыт со старым, вместо того чтобы накапливать новые переживания каким-то отдельным блоком. Тесно переплетенные нейронные связи и нервные пути составляют основу нашего интеллекта. Мы создаем их, разветвляя старые нейронные «стволы», вместо того чтобы создавать новые. Таким образом, к семи годам мы обычно четко видим то, что уже однажды видели, и слышим уже однажды услышанное.

Вы можете подумать, что это плохо. Однако подумайте над ценностью всего этого. Представьте себе, что вы солгали шестилетнему ребенку. Он верит вам, потому что его мозг жадно впитывает все, что ему предлагается. Теперь предположите, что вы обманули ребенка восьми лет. Он уже подвергает ваши слова сомнению, потому что сравнивает поступающую информацию с уже имеющейся у него, а не просто «проглатывает» новые сведения. В возрасте восьми лет ребенку уже труднее формировать новые нейронные связи, что толкает его на использование уже имеющихся. Опора на старые нейронные цепочки позволяет ему распознать ложь. Это имело огромное значение с точки зрения выживания для того времени, когда родители умирали молодыми и детям с малых лет приходилось привыкать заботиться о себе. В юные годы мы формируем определенные нейронные связи, позволяя другим постепенно угасать. Некоторые из них исчезают, как ветер уносит осенние листья. Это помогает сделать мыслительный процесс человека более эффективным и целенаправленным. Конечно, с возрастом вы получаете все новые знания. Однако эта новая информация концентрируется в тех областях мозга, в которых уже существуют активные электрические пути. Например, если наши предки рождались в охотничьих племенах, то быстро набирали опыт охотника, а если в племенах землепашцев — сельскохозяйственный опыт. Таким образом мозг настраивался на выживание в том мире, в котором они реально существовали. […]

4. Между активно используемыми вами нейронами образуются новые синаптические связи

Каждый нейрон может иметь много синапсисов, потому что у него бывает много отростков или дендритов. Новые отростки у нейронов образуются при его активной стимуляции электроимпульсами. По мере того как дендриты растут в направлении точек электрической активности, они могут приблизиться настолько, что электрический импульс от других нейронов может преодолеть расстояние между ними. Таким образом рождаются новые синаптические связи. Когда подобное происходит, на уровне сознания вы получаете связь между двумя идеями, например.

Свои синаптические связи вы ощущать не можете, но легко можете увидеть это в других. Человек, любящий собак, смотрит на весь окружающий мир через призму этой привязанности. Человек, увлеченный современными технологиями, все на свете связывает с ними. Любитель политики оценивает окружающую реальность политически, а религиозно убежденный человек — с позиций религии. Один человек видит мир позитивно, другой — негативно. Как бы ни строились нейронные связи в мозге, вы не ощущаете их как многочисленные отростки, похожие на щупальца осьминога. Вы ощущаете эти связи как «истину».

5. Рецепторы эмоций развиваются или атрофируются

Для того чтобы электрический импульс мог пересечь синаптическую щель, дендрит с одной стороны должен выбросить химические молекулы, которые улавливаются специальными рецепторами другого нейрона. Каждое из нейрохимических веществ, вырабатываемых нашим мозгом, имеет сложную структуру, которая воспринимается только одним специфическим рецептором. Она подходит к рецептору, как ключ к замку. Когда вас захлестывают эмоции, то вырабатывается больше нейрохимических веществ, чем может уловить и обработать рецептор. Вы чувствуете себя ошеломленным и дезориентированным до тех пор, пока ваш мозг не создаст больше рецепторов. Так вы адаптируетесь к тому, что «вокруг вас что-то происходит».

Когда рецептор нейрона продолжительное время неактивен, он исчезает, оставляя место для появления других рецепторов, которые могут вам понадобиться. Гибкость в природе означает, что рецепторы у нейронов должны либо использоваться, либо они могут потеряться. «Гормоны радости» постоянно присутствуют в мозге, осуществляя поиск «своих» рецепторов. Именно так вы и «узнаете» причину своих позитивных ощущений. Нейрон «срабатывает», потому что подходящие молекулы гормонов открывают замок его рецептора. А затем на основе этого нейрона создается целая нейронная цепь, которая подсказывает вам, откуда ожидать радости в будущем.

Источник: http://theoryandpractice.ru

 

6 СПОСОБОВ УЛУЧШИТЬ РАБОТУ МОЗГА БЕЗ НООТРОПОВ

В далёком прошлом учёные были уверены в том, что развитие мозга происходит главным образом в ранние годы жизни, и с возрастом улучшение работы мозга затруднительно или невозможно. Но недавние исследования показали, что человеческий мозг более пластичен и гибок, чем это считалось раньше. Это означает, что мозг взрослых людей может меняться, такое явление называют пластичность мозга или нейропластичность.

Новые подтверждения феномена нейропластичности позволяют людям найти способы улучшить свои когнитивные функции (способности к познанию). Обычно когнитивную деятельность представляют как интеллект, но она означает гораздо больше: способность к концентрации, долговременная и оперативная память, внимание и психическое здоровье — от всего этого зависит, насколько продуктивно вы можете мыслить.

Современные исследования показывают, что закрепив  в своём образе жизни определенные привычки, можно улучшить различные аспекты своей когнитивной деятельности. Здесь вы узнаете, как шесть привычек — практика осознанности, физические упражнения, диета, сон, новый опыт и социализация могут повлиять на ваш мозг и улучшить вашу производительность.

# 1: МЕДИТАЦИЯ ОСОЗНАННОСТИ: ТРЕНИРОВКА СОСРЕДОТОЧЕНИЯ И ВНИМАНИЯ

Эта древняя духовная практика в последнее время привлекает к себе много внимания за возможность помочь отойти от стрессов XXI века и улучшить концентрацию.

 Осознанность (mindfulness) — психическое состояние, которое достигается путём осознания текущего момента, спокойное признание и принятие своих чувств, мыслей и телесных ощущений, используется в качестве терапевтического метода.

Рональд  Д. Сигел (Ronald D. Siegel) из Гарвардской медицинской школы определяет осознанность как «осознание происходящего с его принятием». Звучит довольно просто, но любой, кто испытывал круговорот своих мыслей, знает, как неуправляем разум, как он легко может переносить нас от одной стрессовой мысли к другой.

Практика осознанности является именно практикой, это как ежедневная тренировка для вашего мозга. Что именно тренируется? Ваша способность сосредоточиться и развивать когнитивную самодисциплину, то есть два признака развитой когнитивной функции.

В своей статье в Time Magazine в 2013 году Дэниел Гольман (Daniel Goleman) пишет: «Забудьте об отсроченном вознаграждении: всё, что действительно нужно детям — это когнитивный контроль». То же самое можно сказать и о взрослых.

Когнитивный контроль (который также называют исполнительной функцией) это термин, используемый для краткого выражения процесса регулирования многих когнитивных функций, в том числе рассуждения, памяти, внимания, решения проблем и планирования.

Возможность осуществлять когнитивный контроль связана с повышением эффективности, снижением стресса и повышением производительности. Например, если вы обнаружили у себя желание проверить электронную почту после пяти минут от начала работы и в состоянии отложить эту мысль ненадолго, вы сможете уменьшить стресс, приводящий к неэффективности  и лучше работать.

Практикуя осознанность

диафрагмальное дыханиеВ то время как осознанность является ключевым компонентом древних духовных традиций, таких как буддизм, можно практиковать медитацию осознанности (mindfulness meditation) без обязательного принятия духовной веры.
Практика осознанности может представлять собой ежедневный сеанс медитации, во время которого вы сосредоточитесь на чём-то одном, обычно, на дыхании, и мягко, без напряжения будете возвращать ваше внимание обратно к дыханию в тот момент, когда ваши мысли неизбежно попытаются отвлечь вас.

Медитация не очищает разум от мыслей, но эта практика позволяет научиться отпускать свои мысли и возвращать внимание к одной точке фокуса.

В основе осознанности лежит постоянный возврат к объекту внимания, снова и снова, после того, как неизбежно приходится отвлекаться. Но делать это нужно без осуждения самого себя, что, собственно, и является тренировкой осознанности.

Вы можете практиковать осознанность и без медитации. Например, концентрируясь на мытье посуды, на изготовлении бутерброда или просто ощущая ваши стопы, когда вы гуляете. Так вы сможете тренировать внимание и сосредоточенность, что помогает уменьшить стресс и стимулировать творческое мышление.

 

Наука медитации

Исследователи обнаружили, что люди, которые прошли медитацию осознанности, имеют лучшее исполнительное внимание по сравнению с немедитирующими. Те же исследователи также отметили, что внимание медитировавших было более гибким и менее склонным к рассеянности — от внешних раздражителей или от собственных мыслей.

Исследователи выдвигают гипотезу, что навык отстранения от отвлекающих факторов и переориентация на задачу может тренироваться во время медитации осознанности, что помогает объяснить, почему  у медитировавших улучшилось внимание по сравнению с немедитировавшей группой.

Медитация и мозг

гипоталамусИсследователи обнаружили, что у людей, которые придерживаются практики медитации, наблюдается увеличение плотности серого вещества в продолговатом мозге, участке мозга рядом с мозжечком, который в значительной степени отвечает за непроизвольные движения мышц.

Ежедневная практика медитации также показывает увеличение нейронных связей между боковой префронтальной корой мозга (центр логики в мозге) и островковой корой (часть мозга, которая интерпретирует телесные ощущения).

У немедитирующих островок и медиальная префронтальная кора обладают более сильными нейронными связями, и эта связь у регулярно медитирующих прерывается.

На практике это означает, что те, кто медитирует, с меньшей вероятностью будут интерпретировать свои телесные ощущения, как признак того, что с ними что-то не так (из-за пробоя связи между островком и медиальной префронтальной корой).

Увеличивая связь между логическим центром головного мозга и островком, медитирующие могут лучше понимать контекст события и быть менее реактивными. Считается, что этот способ медитации помогает уменьшить напряжение.

# 2: УПРАЖНЕНИЯ — СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ПАМЯТИ

treadmillТренажерный зал, как ни странно, является очень важной частью образования.

Руководство университетов уже давно установило, что физическая активность связана с лучшей успеваемостью и получение высшего образования зависит от спорта и другой физической активности. Наверняка, многие испытали восстановительную силу упражнений, которая помогает достичь ясности ума во время сверхнагрузок при обучении.

Современные исследования позволяют понять, как физические упражнения помогают поддерживать умственную функцию и какое влияние они оказывают на мозг.

Улучшение кровообращения

Для улучшения работы мозга у физических упражнений есть много преимуществ, начиная с наиболее очевидного: упражнения усиливают кровообращение.

Согласно сообщению Ассоциации болезни Альцгеймера, с каждым сердечным сокращением от 20 до 25 процентов крови идет в мозг, где она распространяется через разветвлённую сеть кровеносных сосудов. Миллиарды клеток, содержащихся в головном мозге, используют более 20 процентов кислорода и питательных веществ из крови для поддержания нормального функционирования.

Так дайте же крови насытить ваш мозг! Делайте частые перерывы и подвигайтесь, сходите на прогулку — зарядитесь для стабильной продуктивной работы.

Аэробные упражнения и мозг

Исследователи из Университета Британской Колумбии, Канада обнаружили, что регулярные аэробные упражнения увеличивают размер гиппокампа у пожилых женщин с нарушениями памяти.

Гиппокамп расположен в медиальной височной доле головного мозга. Считается, что он играет роль в консолидации кратковременной памяти в долговременную память. Хотя исследование не указывает, как упражнения могут увеличить размер гиппокампа у здоровых лиц, можно предположить, что существует тесная связь между физическими упражнениями,  развитием и функциями головного мозга.

Регулярные аэробные упражнения также показывают увеличение производства особого белка, который играет решающую роль в росте и развитии нейронов: нейротрофический фактор мозга способствует развитию головного мозга, выживаемости нейронов, производству синапсов, функциям гиппокампа и процессу обучения.

Исследователи уже начинают давать точное описание биохимическому пути, по которому можно объяснить, почему физические упражнения улучшают обучаемость и когнитивные функции.

Физические упражнения и психическое здоровье

Помимо их влияния на память, физические упражнения также помогают предотвратить стресс, уменьшить вероятность появления тревоги и депрессии, стимулировать хорошее самочувствие.

Это важно для поддержания когнитивных функций, так как известно, что гормон стресса кортизол повреждает ткани мозга. Длительный и чрезмерный стресс из-за высоких уровней кортизола негативно сказывается на функциях мозга. Подтверждено, что физические упражнения и медитация осознанности уменьшают стрессовую реакцию и снижают уровень кортизола.

Упражнения также могут уменьшить воспаление, улучшить качество сна и снизить резистентность к инсулину. И это ещё больше поводов к тому, чтобы ежедневно выходить на прогулку!

# 3: ПИТАНИЕ МОЗГА ДЛЯ ХОРОШЕГО ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Ты есть то, что ты ешь.

Это старая поговорка набирает всё большие обороты в сообществе сторонников психического здоровья через бурно развивающуюся область психиатрии питания. Исследователи в настоящее время сосредоточены на том, как диета влияет на различные аспекты когнитивной функции, особенно в связи с расстройствами настроения, такими как депрессия.

Еда, кишечник и мозг

О связи между пищей и умственной работоспособностью догадывались уже давно. Желудочно-кишечный тракт (ЖКТ) человека содержит удивительно большое количество нейронов, на втором месте только мозг. Кроме того, серотонин (нейротрансмиттер, который играет важную роль в процессе сна, настроения и боли), главным образом производится в желудочно-кишечном тракте — почти 95 процентов всего серотонина синтезируется в кишечнике человека.

Всё с большим количеством исследований продвигается идея заботы о кишечнике с целью поддержания психического здоровья. В одном исследовании было обнаружено, что лица, которые ежедневно употребляли пробиотики — дозу так называемых «хороших» бактерий, менее склонны к развитию депрессии.

Причина, вероятно, в том, что кишечник исследуемых наполнялся полезными микробами, которые держат вредных или патогенных бактерий в страхе, поддерживают пищеварение, производство витаминов, защищают иммунную систему и регулируют аппетит.

Поскольку ЖКТ наполнен нейронами, исследователи полагают, что бактерии в кишечнике играют важную роль в активации нейронных путей, поддержании функции нейронов, а также влияют на производство и использование нейротрансмиттеров, таких как серотонин.

В связи с растущими доказательствами связи между ЖКТ и мозгом, убедитесь, что вы едите здоровую пищу, и поддержите полезные бактерии вашего кишечника, которые влияют на психическое здоровье и когнитивную функцию.

Питание для здорового биома

микрофлора и ожирениеБиом кишечника — это коллекция бактерий вашего ЖКТ. Питайтесь правильно, чтобы стимулировать рост  «хороших» бактерий, которые могут предотвратить появление психических заболеваний и поддержать когнитивную функцию.

Тим Спектор (Tim Spector), профессор генетики в Королевском колледже в Лондоне недавно написал книгу под названием Мифы Питания: Наука о другой стороне еды (Diet Myth: The Real Science Behind What We Eat). Он рекомендует употреблять продукты, содержащие пребиотики — питательные вещества, которые нужны бактериям для роста и процветания, и пробиотики — ферментированные продукты, содержащие полезные бактерии.

Пребиотики — продукты с высоким содержанием клетчатки и неперевариваемых компонентов, таких как инулин, которые не могут расщепляться в верхнем отделе ЖКТ и доходят до нижних отделов. Пробиотики, например, йогурт, содержат полезные бактерии, которые поддерживают бактериальную популяцию в кишечнике.

Чтобы поддержать ваш кишечный биом, познакомьтесь с ТОП-10 продуктов, дружественных кишечнику, из списка профессора Спектора:

  1. Топинамбур
  2. Лук-порей
  3. Чеснок
  4. Бобовые
  5. Яблоки
  6. Орехи
  7. Йогурт
  8. Оливковое масло первого отжима (Extra virgin)
  9. Красное вино
  10. Темный (горький) шоколад

Диета и психическое здоровье

Исследователи обнаружили, что диета может влиять на вероятность развития психических заболеваний, таких как депрессия. Но они также изучают то, как влияют различные диеты на размер и структуру мозга.

Недавний научный обзор отметил тот факт, что люди, которые придерживались  диеты в средиземноморском стиле — с высоким содержанием фруктов, овощей, орехов, цельного зерна и рыбы, имели больший гиппокамп по сравнению с лицами, имевшими традиционный «американский» или fastfood рацион. Для «американского» шаблона питания (Western pattern diet) характерно высокое содержание животного жира и простых углеводов, он коррелирует со снижением особого белка (нейротрофический фактор мозга), который помогает поддерживать здоровье и функционирование мозга, а также влияет на размер гиппокампа (структура мозга, предположительно влияющая на консолидацию кратковременной памяти в долговременную память).

Это исследование и еще несколько подобных предполагают, что потребление продуктов с высоким содержанием жизненно-важных питательных веществ может помочь поддержанию здоровья мозга.

Диета и Воспаление

Существуют также растущие доказательства того, что хроническое воспаление может привести к ухудшению когнитивной функции. Воспаление является естественной реакцией организма на проникновение вредных захватчиков, таких как вирусы и патогенные бактерии. Воспаление — важный иммунный ответ, который необходим для поддержания здоровья, но в хроническом состоянии воспаление может привести к ряду последствий.

Исследователи пришли к выводу, что хроническое воспаление может играть важную роль в развитии депрессии и других психических расстройств. Чтобы уменьшить воспаление, сохранить когнитивную функцию и снизить риск развития расстройств настроения употребляйте продукты с противовоспалительными свойствами.

В противовоспалительной диете преобладают фрукты и овощи, рыба «холодных вод», орехи и семена, цельнозерновые продукты и вода.

# 4: ХОРОШИЙ НОЧНОЙ СОН ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАМЯТИ И ВОЗМОЖНОСТИ СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ

Уже давно известно, что сон играет важную роль в консолидации памяти. Это означает, что после важных учебных занятий, поставьте в приоритет хороший ночной сон, который стимулирует консолидацию памяти и способность к запоминанию.

Недостаток сна может вызвать серьезные когнитивные и эмоциональные трудности, а достаточный сон важен для формирования памяти и внимания. Но почему сон так важен для формирования памяти?

Память и сон

мелаксенТочный механизм формирования памяти до сих пор изучается, но роль сна в этом процессе становится все более очевидной.

Сон характеризуется снижением реакций на раздражители, относительным покоем и «потерей» сознания. Во время сна люди испытывают два основных чередующихся состояния:  медленный (медленноволновой) сон и быстрый сон (фаза быстрых движений глаз).

Исследователи предполагают, что как медленный, так и быстрый сон играют важную роль в консолидации памяти. При медленном сне отпечатки в памяти реактивируются и полученные образы в течение быстрой фазы сна консолидируются (переходят в долговременную память).

Исследователи пришли к выводу, что именно «спящий», а не бодрствующий мозг, оптимизирован для консолидации памяти. Таким образом, достаточный сон может быть так же важен, как и дополнительный час на запоминание материала.

# 5: ПРОБУЙТЕ НОВОЕ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПОДВИЖНОСТИ ИНТЕЛЛЕКТА

Психологи выделяют два типа интеллекта: подвижный и кристаллизовавшийся интеллект.

Подвижный интеллект способен решать проблемы и думать абстрактно независимо от предыдущего опыта или знаний. Напротив, кристаллизовавшийся интеллект использует только накопленные знания и опыт.

Кристаллизовавшийся интеллект, как известно, повышается с возрастом, но сейчас некоторые исследователи утверждают, что подвижный интеллект также можно улучшать в течение всей жизни.

Подвижный интеллект важен в процессе обучения и тесно коррелирует с учебным и профессиональным успехом. Вопросы, которые предназначены для оценки подвижного интеллекта, часто включаются в стандартизированные тесты и проверки на производительность.

Исследователи считают, что оперативная память похожа на подвижный интеллект, но иногда возникают разногласия по поводу тогонасколько они похожи. Некоторые учёные предполагают, что у двух этих видов мозговой деятельности есть свои ограничения: оперативная память ограничена по количеству идей или объектов, которые могут удерживаться ей одномоментно, в то время как подвижный интеллект ограничен количеством соединений, которые могут поддерживаться между различными информационными центрами. Другие видят сходство в характере внимания, необходимого для каждого процесса.

Исследователи отметили, что люди, тренировавшие оперативную память, продемонстрировали более высокий подвижный интеллект. Эти результаты показывают, что подвижный интеллект может быть улучшен благодаря упорному труду и правильному обучению. Но обучение должно быть постоянно сложным, что и подводит нас к необходимости открытия новых знаний и опыта.

Быть открытым для нового опыта

Photo by: Lechon KirbВажно пробовать всё новое — от обучения игре на гитаре до посещения классов йоги — потому, что с каждым новым занятием формируются новые нервные связи. Новые навыки помогут расширить нейронную сеть в мозге, что может улучшить когнитивные функции.

Новые занятия также связаны с увеличением выброса дофамина в организме, который делает вас мотивированным и помогает создавать новые нейроны.

Сочетание этих эффектов может быть одной из причин, почему качество открытости, а именно, открытость всему новому — тесно коррелирует с IQ.

# 6: ОБЩАЙТЕСЬ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ

Новые исследования показывают, что социальное взаимодействие не следует рассматривать только как перерыв в деятельности, оно также служит средством улучшения когнитивной функции.

Социальное взаимодействие требует большего, чем просто посещение социальных сетей. Встречаясь лицом к лицу с друзьями, семьей или деловыми партнерами, необходимо использовать целый ряд так называемых «исполнительных функций» ума: в том числе внимание, оперативную память и когнитивный контроль.

Социальное взаимодействие также требует, чтобы мы интерпретировали смысл и действия других людей, адаптировались к различной обстановке, оценивали сложные ситуации и выдавали соответствующее поведение.

Все это означает, что такой «когнитивный импульс» во время общения может быть добавлен к другим преимуществам поддержания устойчивых социальных связей.

Учёные из университетов Мичигана, Калифорнии и Колорадо недавно опубликовали результаты своих исследований, показывающие, что даже короткие интервалы социального взаимодействия, хотя бы, десятиминутные, могут улучшить общую когнитивную функцию.

В двух исследованиях, в том числе, в эксперименте, где участники 10 минут общаются перед началом тестов на когнитивную функцию, исследователи наблюдали, что социальное взаимодействие улучшает её.

Photo by: Paul ProshinАвторы пришли к выводу, что, вероятно, «когда люди социально и психологически взаимодействуют друг с другом, они непосредственно получают соответствующий всплеск когнитивной деятельности. Этот подход может означать то, что любой человек, молодой или пожилой, участвуя в таком естественном процессе как общение, может оставаться когнитивно активным».

Это важный вывод, потому что предыдущие исследования в основном были сосредоточены на важности социализации для поддержания когнитивных функций у пожилых групп населения, но и в тех исследованиях вывод был тот же: социальное взаимодействие поддерживает остроту ума.

Как сообщает Американская ассоциация пенсионеров , большинство исследователей согласны, что социальное взаимодействие в последние годы жизни чрезвычайно важно для поддержания хорошего психического здоровья, памяти и предотвращения таких когнитивных расстройств, как деменция и болезнь Альцгеймера.

Вывод

Чем больше исследований выявляют наличие пластичности у мозга, которая способствует развитию когнитивных функций, тем больше есть оснований для работы в направлении здорового образа жизни.

Высыпайтесь. Ходите на прогулки с друзьями. Сделайте выбор в пользу здоровой пищи. Держите сердце открытым и пробуйте новое, возможно, даже занятия медитацией. Научные исследования в очередной раз подтверждают, что такие основы образа жизни помогают человеку пройти долгий путь в хорошем психическом и физическом здоровье.

 

Поиск по сайту


Реклама



Сайт о здоровье

 www.wekzdorov.ru 

 

 Фруктовые букеты в Новотроицке. www.frubuk.ru 


 

Домашний текстиль в Новотроицке.

Бортики в кроватку. Коконы на выписку.

Подушки для беременных в Новотроицке.

  www.vk.com/tekstil56rus