Новости здоровья. Лучшие статьи о здоровье.

Музыка способствует созданию новых нейронов головного мозга

brainmusic

Музыка – универсальный язык настроений, эмоций и страстей. Хорошо знакомое всем нам чарующее воздействие она производит при помощи целого ряда нейронных систем. Исследователи Университета Люксембурга обнаружили, что музыка стимулирует отделы мозга, отвечающие за память, язык и двигательные функции. И эти знания могут оказаться очень полезными на практике.

В ходе экспериментальной «музыкальной терапии» удавалось добиваться заметного улучшения общего самочувствия, снижения боли и внутренней напряжённости у пациентов. В этих исследованиях принимали участия пожилые люди, среди которых были зависимые от посторонней помощи и самостоятельные, со слабоумием и без. Сеансы проводились как групповые, так и индивидуальные.

Исследователи заключили, что музыка оказывает стимулирующее воздействие на эмоциональную память, пробуждая старые воспоминания и обновляя самоощущение человека.

Согласно выводам, опубликованным в журнале «Medical Hypotheses», музыка может оказать неоценимую помощь для предотвращения развития болезни Альцгеймера и старческого слабоумия. Она показала свою эффективность при лечении нервно-психиатрических расстройств. Однако сами механизмы воздействия музыки на мозг всё ещё остаются недостаточно изученными, несмотря то, что возросший в последнее время интерес учёных к этой теме.

Во время недавних исследований выяснилось, что музыка оказывает воздействие на черепно-мозговые нервы людей от эмбриона до глубокой старости. Учёные предположили, что развитие, обновление и восстановление черепной клетки происходит при помощи выделения стероидных гормонов что, в конечном итоге, приводит к повышению пластичности мозга.

Музыка влияет на уровень образования таких стероидов, как кортизон, тестостерон и эстроген и оказывает воздействие на связанные с ними рецепторные гены. И, в отличие от лекарственных препаратов с аналогичными свойствами, музыка безопасна и не имеет никаких побочных эффектов.

Учёные изучили влияние музыки на образование в мозгу белков нейротрофинов. Они включали мышам музыку с медленным ритмом в течение 21 дня подряд. В конце этого периода в мозгах мышей наблюдалось увеличение нейротрофического фактора гиппокампа. Кроме того, оказалось, что музыка значительно повысила способность мышей к обучению. В результате этого эксперимента учёные заключили, что музыка может помочь в лечении нескольких патологий, связанных с нервной системой.

Музыка виляет на развитие нервной системы детей

Kids_Rockin__Out_smaller

Знаменитый оперный певец Лучано Паваротти как-то сказал: «Если детей не приучили слушать музыку с самых ранних лет, то их, тем самым, лишили чего-то фундаментально важного в жизни». Музыка влияет на настроение, концентрацию, креативность и способность к обучению.

Нейронные связи в мозгах младенцев и маленьких детей формируются через опыт и укрепляются при помощи повторений, пока не устанавливается некий предсказуемый отклик на то или иное воздействие или явление. Но когда такая связь сформировалась, сломать её уже очень сложно.

Музыка очень важна для развития мозга, поскольку она помогает создавать и укреплять эти нейтронные связи, от которых зависит обработка звуковой информации.

Мозг, восстанови себя

На протяжении всей своей 100-летней истории нейронаука придерживалась догмы: мозг взрослого человека не подвержен изменениям. Считалось, что человек может терять нервные клетки, но не обретать новые. Действительно, если бы мозг был способен к структурным изменениям, как бы сохранялась память [2]?

Кожа, печень, сердце, почки, легкие и кровь могут образовывать новые клетки для замены поврежденных. Вплоть до недавнего времени специалисты считали, что такая способность к регенерации не распространяется на центральную нервную систему, состоящую из головного и спинного мозга [3].

Однако за последние пять лет нейробиологи открыли, что мозг все же меняется в течение жизни: происходит образование новых клеток, позволяющих справиться с возникающими трудностями. Такая пластичность помогает мозгу восстанавливаться после травмы или заболевания, увеличивая свои потенциальные возможности.

Нейробиологи на протяжении десятков лет ищут способы улучшить состояние мозга. Стратегия лечения основывалась на восполнении недостатка нейромедиаторов — химических веществ, передающих сообщения нервным клеткам (нейронам). При болезни Паркинсона, например, мозг больного теряет способность вырабатывать нейромедиатор дофамин, поскольку производящие его клетки гибнут. Химический «родственник» дофамина, L-Допа, может временно облегчить состояние больного, но не излечить его. Для замены нейронов, погибающих при таких неврологических заболеваниях, как болезни Гентингтона и Паркинсона, и при травмах спинного мозга [4], нейробиологи пытаются имплантировать стволовые клетки, полученные из эмбрионов. В последнее время исследователи заинтересовались нейронами, полученными из эмбриональных стволовых клеток человека, которые при определенных условиях можно заставить образовывать в чашках Петри любые типы клеток человеческого организма.

Несмотря на то что у стволовых клеток много преимуществ, очевидно, следует развивать способности взрослой нервной системы к самовосстановлению. Для этого необходимо ввести вещества, стимулирующие мозг к образованию собственных клеток и восстановлению поврежденных нервных цепей.

Новорожденные нервные клетки

В 1960 — 70-х гг. исследователи пришли к выводу, что центральная нервная система млекопитающих способна к регенерации. Первые эксперименты показали, что основные ветви нейронов взрослого головного и спинного мозга [5] — аксоны могут восстанавливаться после повреждения. Вскоре было обнаружено рождение новых нейронов в мозге взрослых птиц, обезьян и людей, т.е. нейрогенез.

Возникает вопрос: если центральная нервная система может образовывать новые нейроны [6], способна ли она восстанавливаться в случае болезни или травмы? Для того чтобы ответить на него, необходимо понять, как происходит нейрогенез во взрослом мозге и каким образом можно его стимулировать [7].

Рождение новых клеток происходит постепенно. Так называемые мультипотентные стволовые клетки в мозге периодически начинают делиться, давая начало другим стволовым клеткам, которые могут вырасти в нейроны или опорные клетки, называемые глией [8]. Но для созревания новорожденные клетки должны избегать влияния мультипотентных стволовых клеток, что удается лишь половине из них — остальные гибнут. Такое расточительство напоминает процесс, происходящий в организме до рождения и в раннем детстве, когда возникает больше нервных клеток, чем необходимо для образования мозга. Выживают только те из них, которые формируют действующие связи с другими.

Станет ли уцелевшая молодая клетка нейроном или глиальной клеткой, зависит от того, в каком участке мозга она окажется и какие процессы будут происходить в этот период. Новому нейрону требуется более месяца, чтобы начать полноценно функционировать. посылать и принимать информацию. Таким образом. нейрогенез представляет собой не одномоментное событие. а процесс. который регулируется веществами. называемыми факторами роста. Например, фактор, названный «звуковой еж» (sonic hedgehog), обнаруженный впервые у насекомых, регулирует способность незрелых нейронов к пролиферации. Фактор notch и класс молекул. названных морфогенетическими протеинами кости, видимо, определяют, станет ли новая клетка глиальной или нервной. Как только это произойдет. другие факторы роста. такие как мозговой нейротрофический фактор (BDNF). нейротрофины и инсулинподобный фактор роста (IGF), начинают поддерживать жизнедеятельность клетки, стимулируя ее созревание.

Место действия

Новые нейроны возникают во взрослом мозге млекопитающих не случайно и. по всей видимости. образуются только в заполненных жидкостью пустотах в переднем мозге — в желудочках, а также в гиппокампе — структуре, спрятанной глубоко в мозге. имеющей форму морского конька. Нейробиологи доказали, что клетки, которым суждено стать нейронами. перемещаются из желудочков в обонятельные луковицы. которые получают информацию от клеток, расположенных в слизистой носа и чувствительных к запаху [9]. Никто точно не знает, почему обонятельной луковице требуется столько новых нейронов. Легче предположить, зачем они нужны гиппокампу: поскольку эта структура важна для запоминания новой информации, дополнительные нейроны, вероятно. способствуют упрочению связей между нервными клетками, повышая способность мозга обрабатывать и хранить сведения.

Процессы нейрогенеза также обнаружены за пределами гиппокампа и обонятельной луковицы, например, в префронтальной коре — обители интеллекта и логики. а также в других областях взрослого головного и спинного мозга. Последнее время появляются все новые подробности о молекулярных механизмах, управляющих нейрогенезом, и о химических стимулах, регулирующих его. и мы вправе надеяться. что со временем можно будет искусственно стимулировать нейрогенез в любой части мозга. Зная, как факторы роста и локальное микроокружение управляют нейрогенезом, исследователи рассчитывают создать методы лечения, позволяющие восстановить больной или поврежденный мозг.

С помощью стимулирования нейрогенеза можно улучшить состояние пациента при некоторых неврологических заболеваниях. Например. причина инсульта [10] — закупорка сосудов головного мозга, в результате чего из-за недостатка кислорода гибнут нейроны. После инсульта в гиппокампе начинает развиваться нейрогенез, стремящийся «вылечить» поврежденную ткань мозга с помощью новых нейронов. Большинство новорожденных клеток гибнет, однако некоторые успешно мигрируют к поврежденному участку и превращаются в полноценные нейроны. Несмотря на то что для компенсации повреждений при тяжелом инсульте этого недостаточно. нейрогенез может помочь мозгу после микроинсультов,которые часто проходят незамеченными. Сейчас нейробиологи пытаются применять васкуло-эпидермальный фактор роста (VEGF) и фактор роста фибробластов (FGF) для усиления естественного восстановления.

Оба вещества представляют собой крупные молекулы, которые с трудом преодолевают гематоэнцефалический барьер, т.е. сеть тесно переплетенных клеток, выстилающих кровеносные сосуды мозга. В 1999 г. биотехнологическая компания Wyeth-Ayerst Laboratories and Scios из Калифорнии приостановила клинические испытания FGF применяемого для лечения инсульта [11]. поскольку его молекулы не попадали в мозг. Некоторые исследователи пытались решить эту задачу, соединяя молекулу FGF с другой, которая вводила клетку в заблуждение и заставляла ее захватывать весь комплекс молекул и переносить его в ткань мозга. Другие ученые методами генной инженерии создавали клетки, вырабатывающие FGF. и трансплантировали их в мозг. Пока подобные эксперименты проводились лишь на животных.

Стимулирование нейрогенеза может оказаться действенным при лечении депрессии. главной причиной которой (помимо генетической предрасположенности) считается хронический стресс [12]. ограничивающий, как известно. количество нейронов в гиппокампе. Многие из выпускаемых лекарственных средств. показанных при депрессии. в том числе прозак. усиливают нейрогенез у животных. Интересно, что для снятия депрессивного синдрома с помощью этого препарата требуется один месяц — столько же. сколько и для осуществления нейрогенеза. Возможно. депрессия отчасти вызвана замедлением данного процесса в гиппокампе. Последние клинические исследования с применением методов визуализации нервной системы подтвердили. что у пациентов с хронической депрессией гиппокамп меньше, чем у здоровых людей. Длительное применение антидепрессантов. похоже. подстегивает нейрогенез: у грызунов. которым давали эти препараты на протяжении нескольких месяцев. в гиппокампе возникали новые нейроны.

Как мозг создает новые нейроны

Нейрональные стволовые клетки дают начало новым клеткам мозга. Они периодически делятся в двух основных областях: в желудочках (фиолетовый цвет), которые заполнены спинномозговой жидкостью, питающей центральную нервную систему, и в гиппокампе (голубой цвет) — структуре, необходимой для обучения и памяти. При пролиферации стволовых клеток (внизу) образуются новые ствоповые клетки и клетки-предшественники, которые могут превратиться либо в нейроны, либо в поддерживающие клетки, называемые глиальными (астроциты и дендроциты). Однако дифференцировка новорожденных нервных клеток может произойти только после того, как они уйдут прочь от своих предков (красные стрелки), что удается в среднем лишь половине из них, а остальные гибнут. Во взрослом мозге новые нейроны были обнаружены в гиппокампе и обонятельных луковицах, необходимых для восприятия запахов. Ученые надеются заставить взрослый мозг восстанавливаться, вызывая деление и развитие нейрональных стволовых клеток или клеток-предшественников там и тогда, где и когда это необходимо.

Как мозг создает новые нейроны[13]

Как мозг создает новые нейроны

Стволовые клетки как метод лечения

Потенциальным средством для восстановления поврежденного мозга исследователи считают два типа стволовых клеток. Во-первых, нейрональные стволовые клетки взрослого мозга: редкие первичные клетки, сохранившиеся от ранних стадий эмбрионального развития, обнаруженные как минимум в двух областях мозга. Они могут делиться на протяжении всей жизни, давая начало новым нейронам и поддерживающим клеткам, называемым глией. Ко второму типу относятся человеческие эмбриональные стволовые клетки, выделенные из зародышей на очень ранней стадии развития, когда весь эмбрион состоит примерно из ста клеток. Такие эмбриональные стволовые клетки могут давать начало любым клеткам организма.

В большинстве исследований производится наблюдение за ростом нейрональных стволовых клеток в культуральных чашках. Они могут там делиться, их можно генетически пометить и затем трансплантировать назад в нервную систему взрослого индивидуума. В экспериментах, которые пока проводились только на животных, клетки хорошо приживаются и могут дифференцироваться в зрелые нейроны в двух областях мозга, где образование новых нейронов происходит и в норме, — в гиппокампе и в обонятельных луковицах. Однако в других областях нейрональные стволовые клетки, взятые из взрослого мозга, не торопятся становиться нейронами, хотя могут стать глией.

Проблема со взрослыми нейрональными стволовыми клетками состоит в том, что они пока еще незрелые. Если взрослый мозг, в который их пересадили, не будет вырабатывать сигналы, необходимые для стимуляции их развития в определенный тип нейронов — например в гиппокампальный нейрон, — они либо погибнут, либо станут глиальной клеткой, либо так и останутся недифференцированной стволовой клеткой. Для решения этого вопроса необходимо определить, какие биохимические сигналы заставляют нейрональную стволовую клетку стать нейроном данного типа, и затем направить развитие клетки по такому пути прямо в культуральной чашке. Ожидается, что после трансплантации в заданный участок мозга эти клетки останутся нейронами того же типа, сформируют связи и начнут функционировать.

Устанавливая важные связи

Поскольку проходит около месяца с момента деления нейрональной стволовой клетки до тех пор, пока ее потомок не включится в функциональные цепи мозга, роль этих новых нейронов в поведении [14], вероятно, определяется не столько родословной клетки, сколько тем, как новые и уже существующие клетки соединяются друг с другом (образуя синапсы) и с существующими нейронами, формируя нервные цепи. В процессе синаптогенеза так называемые шипики на боковых отростках, или дендритах, одного нейрона соединяются с основной ветвью, или аксоном, другого нейрона.

Как показывают недавние исследования, дендритные шипики (внизу) могут менять свою форму в течение нескольких минут. Это свидетельствует о том, что синаптогенез может лежать в основе обучения и памяти. Одноцветные микро-фотографии мозга живой мыши (красная, желтая, зеленая и голубая) были сделаны с интервалом в одни сутки. Многоцветное изображение (крайнее справа) представляет собой те же фотографии, наложенные друг на друга. Участки, не претерпевшие изменений, выглядят практически белыми.

Микрофотографии мозга живой мыши[15]

Микрофотографии мозга живой мыши

Помоги мозгу

Еще одно заболевание, провоцирующее нейрогенез, — болезнь Альцгеймера. Как показали недавние исследования, в органах мыши. которой были введены гены человека, пораженные болезнью Альцгеймера. обнаружены различные отклонения нейрогенеза от нормы. В результате такого вмешательства у животного в избытке вырабатывается мутантная форма предшественника человеческого амилоидного пептида, и уровень нейронов в гиппокампе падает. А гиппокамп мышей с мутантным геном человека. кодирующим белок пресенилин. обладал малым количеством делящихся клеток и. соответственно. меньшим числом выживших нейронов. Введение FGF непосредственно в мозг животных ослабляло тенденцию; следовательно. факторы роста могут стать хорошим средством лечения этого разрушительного заболевания.

Следующий этап исследований — факторы роста, управляющие различными стадиями нейрогенеза (т.е. рождением новых клеток, миграцией и созреванием молодых клеток), а также факторы, тормозящие каждый этап. Для лечения таких заболеваний, как депрессия, при которой снижается количество делящихся клеток, необходимо найти фармакологические вещества или другие методы воздействия. усиливающие пролиферацию клеток. При эпилепсии, видимо. новые клетки рождаются. но затем мигрируют в ложном направлении, и нужно понять. как направить «заблудшие» нейроны по правильному пути. При злокачественной глиоме мозга глиальные клетки пролиферируют и образуют смертельно опасные разрастающиеся опухоли. Хотя причины возникновения глиомы еще не ясны. некоторые полагают. что она возникает в результате неконтролируемого разрастания стволовых клеток мозга. Лечить глиому можно с помощью природных соединений. регулирующих деление таких стволовых клеток.

Для лечения инсульта важно выяснить. какие факторы роста обеспечивают выживание нейронов и стимулируют превращение незрелых клеток в здоровые нейроны. При таких заболеваниях. как болезнь Гентингтона. амиотрофический боковой склероз (АЛС) и болезнь Паркинсона (когда гибнут совершенно конкретные типы клеток, что ведет к развитию специфических когнитивных или моторных симптомов). данный процесс происходит наиболее часто, поскольку клетки. с которыми связаны эти болезни, располагаются в ограниченных областях.

Возникает вопрос: как управлять процессом нейрогенеза при том или ином типе воздействия, чтобы контролировать количество нейронов, поскольку их избыток также представляет опасность? Например, при некоторых формах эпилепсии нейрональные стволовые клетки продолжают делиться даже после того, как новые нейроны уже утрачивают способность устанавливать полезные связи. Нейробиологи предполагают, что «неправильные» клетки остаются недозрелыми и оказываются в ненужном месте. формируя т.н. фикальные корковые дисплазии (ФКД), генерирующие эпилептиформные разряды и вызывая эпилептические припадки. Не исключено, что введение факторов роста при инсульте. болезни Паркинсона и других заболеваниях может заставить нейрональные стволовые клетки делиться чересчур быстро и привести к сходным симптомам. Поэтому исследователи должны сначала изучить применение факторов роста для индукции рождения, миграции и созревания нейронов.

При лечении травм спинного мозга, АЛС или рассеянного склероза [16] необходимо заставить стволовые клетки производить олигодендроциты, одну из разновидностей глиальных клеток. Они необходимы для коммуникации нейронов друг с другом. поскольку изолируют длинные аксоны, проходящие от одного нейрона к другому. предотвращая рассеяние проходящего по аксону электрического сигнала. Известно, что стволовые клетки в спинном мозге обладают способностью время от времени производить олигодендроциты. Исследователи применили факторы роста для стимулирования данного процесса у животных с травмой спинного мозга и получили положительные результаты.

Зарядка для мозга

Одна из важных особенностей нейрогенеза в гиппокампе состоит в том, что персональный опыт [17] индивидуума может влиять на скорость деления клеток, количество выживших молодых нейронов и их способность встраиваться в нервную сеть. Например. когда взрослых мышей переселяют из обычных и тесных клеток в более удобные и просторные. у них происходит значительное усиление нейрогенеза. Исследователи обнаружили, что тренировки мышей в колесе для бега достаточно для того, чтобы удвоить количество делящихся клеток в гиппокампе, что ведет к резкому увеличению числа новых нейронов. Интересно, что регулярная физическая нагрузка может снять депрессию у людей. Возможно. это происходит благодаря активации нейрогенеза.

Если ученые научатся управлять нейрогенезом, то наши представления о заболеваниях и травмах мозга кардинально изменятся. Для лечения можно будет использовать вещества, избирательно стимулирующие определенные этапы нейрогенеза. Фармакологическое воздействие будет сочетаться с физиотерапией, усиливающей нейрогенез и стимулирующей определенные области мозга к встраиванию в них новых клеток. Учет взаимосвязей между нейрогенезом и умственной и физической нагрузками позволит снизить риск возникновения неврологических заболеваний и усилить природные репаративные процессы в мозге.

Путем стимуляции роста нейронов в мозге здоровые люди получат возможность улучшить состояние своего организма. Однако вряд ли им понравятся инъекции факторов роста, с трудом проникающих сквозь гематоэнцефалический барьер после введения в кровоток. Поэтому специалисты ищут препараты. которые можно было бы выпускать в виде таблеток. Подобное лекарство позволит стимулировать работу генов, кодирующих факторы роста, непосредственно в мозге человека.

Улучшить деятельность мозга возможно также путем генной терапии и трансплантации клеток: искусственно выращенные клетки, производящие конкретные факторы роста. можно имплантировать в определенные области мозга человека. Также предлагается вводить в организм человека гены, кодирующие производство различных факторов роста, и вирусы. способные доставить эти гены до нужных клеток мозга.

Пока не ясно. какой из методов окажется наиболее перспективным. Исследования, проведенные на животных, показывают. что применение факторов роста может нарушить нормальное функционирование мозга. Процессы роста могут вызвать образование опухолей, а трансплантированные клетки — выйти из под контроля и спровоцировать развитие рака. Такой риск может быть оправдан только при тяжелых формах болезни Гентингтона. Альцгеймера или Паркинсона.

Оптимальный способ стимулирования деятельности мозга — интенсивная интеллектуальная деятельность в сочетании со здоровым образом жизни: физическая нагрузка. хорошее питание и полноценный отдых. Экспериментально подтверждается и то. что на связи в мозге влияет окружающая среда. Возможно. когда-нибудь в жилых домах и офисах люди будут создавать и поддерживать специально обогащенную среду для улучшения функционирования мозга.

Если науке [18] удастся понять механизмы самовосстановления нервной системы, то в скором будущем исследователи овладеют методами. позволяющими использовать собственные ресурсы мозга для его восстановления и совершенствования.

Фред Гейдж

(В мире пауки, № 12, 2003)

7 продуктов, которые поддерживают нейронные связи в норме

Постарайся регулярно включать эти продукты в свой рацион, чтобы улучшить нейронные связи вне зависимости от возраста. Также это поможет тебе поднять настроение.

Нейронные связи — это соединения между нейронами, то есть мозговыми клетками. Чем сильнее эта связь, тем крепче нейронная сеть и тем лучше наш мозг способен управлять когнитивными процессами. 

Внимание и память напрямую связаны с когнитивными процессами. Мы знаем, что такие привычки как чтение, непрерывное обучение и интеллектуальные упражнения позволяют нормализовать когнитивные способности.

 Также нужно обращать внимание на наше питание.

Нашему мозгу нужны различные питательные вещества, которые стимулируют нервные импульсы, улучшают насыщение клеток кислородом и нормализуют кровообращение разных областей мозга.

В этой статье мы расскажем тебе, какие продукты тебе нужно включать в диету, чтобы стимулировать образование нейронных связей.

1. Улучши нейронные связи с помощью куркумы

Несмотря на то, что куркума наиболее распространена в восточных странах, с каждым днем она становится все более популярной и в нашей кухне.

Различные исследования, проведенные в университете Калифорнии в США доказывают, что куркума помогает предотвратить развитие болезни Альцгеймера.

Обязательно прочитай: Мед и куркума: как приготовить из них натуральный антибиотик в домашних условиях?

Кроме того, благодаря содержанию куркумина она защищает наш мозг от воспаления, стимулирует нервные импульсы и даже улучшает нашу психологическую ловкость.

Ты можешь принимать до 500 мг куркумы в день. Раздели это количество на 3 приема.

2. Зеленый чай, еще один подарок для нашего мозга

Нейронные связи и зеленый чай

 

Чай — это самый популярный напиток в мире, даже более популярный, чем кофе. Среди всех разновидностей чая зеленый чай является одним из самых полезных.

 Его главные полезные свойства связаны с двумя типами антиоксидантов: теафлавинами и теаррубигинами. Это противовоспалительные вещества, которые помогают бороться с окислением клеток.
  • Кроме того, полифенолы, содержащиеся в зеленом чае, улучшают нейронные связи между теменной и лобной долями головного мозга.
  • Зеленый чай улучшает нашу память в краткосрочной перспективе, а также концентрацию и предотвращает развитие слабоумия.

Без сомнений выпивай 1-2 чашки зеленого чая в день и ты увидишь, насколько хорошо ты будешь себя чувствовать.

3. Темный шоколад, полезный источник удовольствия

В наших статьях мы уже несколько раз упоминали, что несколько кусочков темного шоколада каждый день — это синоним хорошего здоровья и самочувствия.

  • Горький шоколад без сахара — это незаменимый источник антиоксидантов. 
  • Его флавоноиды активизируют кровообращение и приток крови к головному мозгу, улучшают концентрацию и стимулируют более быструю реакцию мозга на раздражители.
  • Исследования, опубликованные в журнале Science Direct объясняют, что черный шоколад улучшает кровообращение и оздоравливает кровеносные сосуды.
  • Все это оптимизирует подачу кислорода в мозг и улучшает наши когнитивные способности.

И твой мозг тебя за это отблагодарит.

4. Семена тыквы против заболеваний мозга

Нейронные связи и семена тыквы

 

Семена тыквы содержат один из незаменимых для нейронного взаимодействия минералов: цинк.

 

Обрати внимание: Гормональный дисбаланс: 10 симптомов, на которые следует обратить внимание

Также не стоит забывать, что семена тыквы содержат огромное количество магния и снижают уровень стресса благодаря триптофану, предшественнику серотонина и компоненту той «нейрохимии», которая улучшает наше настроение.

5. Не забывай о брокколи

Брокколи — это грандиозный источник витамина К, малоизвестного витамина, который улучшает когнитивную функцию и активизирует наш интеллектуальный потенциал.

  • Брокколи так полезна потому, что нашему мозгу нужны глюкозинолаты.
  • Они замедляют ухудшение работы мозга благодаря действию, оказываемому на ацетилхолин. Не стоит забывать, что если этот компонент накапливается в мозге, риск развития болезни Альцгеймера повышается.

Старайся есть брокколи хотя бы 2 раза в неделю.

6. Шалфей улучшает концентрацию

Постарайся готовить настой шалфея или добавлять его в салаты. Эфирные масла, содержащиеся в шалфее, улучшают память, концентрацию и нейронные связи.

Он очень полезен для здоровья женщин!

Ты можешь купить его в любом магазине натуральных товаров или ближайшей аптеке.

 7. Ешь больше орехов

Нейронные связи и орехи

 

Наверняка ты с самого начала знала, что без орехов в этом списке не обойдется. Все диетологи и доктора единогласно рекомендуют употреблять орехи в пищу регулярно.

Благодаря исследованию, опубликованному в журнале American Journal of Epidemiology, стало известно, что съедая каждый день по 3-5 орешков, мы заметно снижаем риск развития слабоумия благодаря содержащемуся в орехах витамину Е.

Также не забывай о пользе продуктов с высоким содержанием жирных Омега-3 кислот. Это очень мощное вещество, которое помогает заметно улучшить когнитивные функции и замедляет развитие негативных изменений, связанных со старением.

Обязательно прочитай: Коктейль для стимуляции мозга и улучшения настроения!

Если ты хочешь извлечь максимальную пользу из орехов, съедай на завтрак четыре грецких орешка вместе со столовой ложкой меда (25 г).

В заключение добавим, что если ты будешь регулярно употреблять в пищу эти продукты, твой мозг будет здоровым, а твой разум ясным.

Не забывай, что ежедневный стресс и негативные эмоции негативно сказываются на здоровье нашего мозга.

Эти простые советы помогут тебе улучшить качество твоей жизни.

Обоснование и техника восстановления связи между полушариями мозга Восстановление утраченной связи между полушариями головного мозга

Здоровый человек — это целостная личность, и в нём гармонично сочетаются два разных типа мышления. Они, взаимно дополняющие друг друга, обеспечивают естественную интеграцию человека в сложный и многомерный мир. За целостное восприятие многозначного мира и за основанное на этом восприятии поведение ответственно правое полушарие. Левое полушарие — это база абстрактного мышления, которая ищет и находит в этом мире гармонию причин и следствий. И если связь между полушариями нарушается, тогда возможности нашего мозга не используются в полную силу. Полноценное взаимодействие предполагает согласованную и уравновешенную работу обоих полушарий.

Каждый человек рождается с огромным количеством мозговых клеток. И все зависит от нейронных связей. Но оказалось, что наше умственное развитие, творческие способности, умения, навыки и т.д. зависят не от количества нейронов, образующих наш мозг, а от количества нейронных связей, которые эти клеточки смогли образовать между собой. Около 7—9% нейронных связей образуются автоматически без нашего участия и отвечают, как правило, за физиологические процессы (дыхание, пищеварение, кровообращение, движение и т.д.). Нейроны, которые учувствуют в энергетических процессах организма для связи и управления, составляют намного большее количество, но чтобы их задействовать, их нужно активировать. Да, вы правильно поняли, эти нейроны существуют, но, как бы не включены, поэтому их нужно включить или активировать. В дальнейшем сам процесс такого включения буду называть активацией.

Первые успехи в этом удалось получить ученым, которым удалось восстановить нервную ткань, которая связывает спинной и головной мозг, и это позволило телу снова начинать двигаться. Команда из Университета Калифорнии восстановила нервы на травмированном участке головного мозга крыс. «Мы создали метод для того, чтобы восстановить систему нервных волокон, называемых кортико-спинальными моторными аксонами. Восстановление этих аксонов является существенным шагом, поскольку возвращает пациентам способность двигаться после травмы спинного мозга», — сообщает Марк Тусзински, профессор неврологии из Центра неврологической реабилитации. Кортико-спинальный тракт, о котором он говорит — это скопление нервных волокон, „аксоны“ — это длинные отростки нейронов, которые создают связь между корой головного мозга и спинным мозгом. Активация связи этих нервных волокон между собой как раз и обеспечивает собственно восстановление движения. Например, при травмах спинного мозга аксоны, расположенные вдоль кортико-спинального тракта, разъединяются, и получается, что моторные нейроны низшего уровня не имеют связи с мозгом. При психологических травмах происходят аналогичные нарушения в этих местах. Т.е. напрашивается вывод, что без регенерации связи аксонов невозможно восстановление двигательных функций у человека.

Как нарушение связей в мозге, определяет признаки старости?

Нарушения связей в мозге неизбежны со старостью, считают ученые. Замедление активности связано с возрастным изменением в мозолистом теле. Данная область мозга является своеобразным препятствием, мешающим развитию соединений между полушариями мозга.

Между полушариями мозга существует волокно (Corpus callosum или коротко СС), соединяющее левое и правое полушария мозга. С возрастом эта связь атрофируется, усложняя процесс анализа поступающей информации. У мужчин деградация СС начинается значительно раньше, чем у женщин, буквально в 20-летнем возрасте, и идет равномерно до 55 лет. У женщин же связь между левым и правым полушариями остается полноценной до окончания детородного периода. В менопаузе связь начинает ухудшаться. К 75 годам у мужчин и женщин связь между полушариями мозга становится примерно одинаковой.

Чтобы это проверить, исследователи предложили людям управлять определенными действиями с помощью джойстиков в возрасте 65 и 75 лет, а затем сравнили их показания, полученные с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии, с данными возрастной группы 20—25 лет. Ученые измеряли уровни кислорода в различных частях мозга, а также уровни активности мозга. «Чем больше вовлекалась в работу другое полушарие мозга, тем медленнее были реакции», — говорит глава исследования. Отсюда вывод: необходимо разработать мероприятия, не только предотвращающие изменения, но и активирующие мозолистое телo мозга, чтобы обеспечить бодрую и подвижную старость людям.

Мозолистое тело как связующее звено двух полушарий головного мозга

Мозолистое тело мозга — это толстые группы нервных волокон, соединяющие две половинки мозга друг с другом и обеспечивающие возможность быстрого обмена информацией между левым и правым полушариями (см. рис. 1). Они играют важную роль в восстановлении двигательных навыков после инсульта или при старении.

Этот органоид головного мозга представляет собой тонкую пластинку, соединяющую между собой оба полушария. Соответственно, он находится между ними. По форме мозолистое тело представляет собой дугу, которая удлинена посередине, сзади слегка утолщена, а спереди искривляется вниз. Если взглянуть на него сбоку, то оно будет иметь форму овала.

Так как мозолистое тело головного мозга находится между полушариями, то функции его очевидны: обеспечение обмена информацией между ними, то есть некое средство связи. Его нервные волокна объединяют между собой одноимённые и разноимённые части мозга. Кроме того, мозолистое тело соединяет, лобную часть с теменной, теменную с затылочной и так далее. Эта часть головного мозга позволяет производить слаженную и согласованную работу обоих полушарий, как в части моторики, так и в психической области.

Рис. 1. Местоположение частей мозгаРис. 1. Местоположение частей мозга

Что происходит, когда нарушаются связи между полушариями?

Правое и левое полушария, как известно, выполняют разные функции. Во время бодрствования связь между полушариями выражена не очень сильно. Основная масса людей, решая ежедневные задачи, как правило, задействует какой-то один набор функций: анализ или интуицию, мысль или образ, логику или чувства. Хотя очевидно, что наибольший успех приносит использование этих наборов во взаимодействии друг с другом.

Если эта связь не функционирует, то нарушаются функции головного мозга и других органов (развиваются психические недуги, болезни мочеполовой, сердечной, нервной систем и пр.), имеются различные отклонения и патологии в развитии психомоторики, интеллекта или физиологии.

Что нужно сделать?

Для восстановления этой связи можно применить направленное энергетическое воздействие с целью нейтрализовать энергетическую блокаду мозолистого тела. Восстановление связи между полушариями благотворно влияют на взаимосвязи, согласованность и улучшение обмена информацией в головном мозге. Выяснилось, что максимальных творческих достижений удается достичь во многом благодаря отличному информационному обмену мозговых полушарий. В результате можно достичь пять различных полезных эффектов:

  • улучшается основа для развития интуиции, воображения, креативного потенциала чувственной сферы и интеллекта,
  • усиливается качественное взаимодействие между движениями и умственной активностью,
  • увеличиваются скорости реакции, как пример развития сенсорно-моторной координации,
  • развиваются связи между участками, отвечающими за сознание и жизнедеятельность,
  • усиливается энергетика всего организма.

Обоснование и методика

Для улучшения мыслительной деятельности нашему мозгу и организму необходима постоянная подпитка энергией.

Учеными было доказано, что нервные клетки восстанавливаются. Ослабление умственных способностей человека происходит не из-за их отмирания, а из-за слабого контакта дендритов, через которые проходят энергетические импульсы от клетки к клетке. Дендриты представляют собой отростки, которыми нейроны контактируют друг с другом. Контакт происходит только при наличии собственного энергетического поля, но если оно (собственное энергетическое поле) ослабевает или совсем исчезает, тогда их функции замирают. Если человек время от времени не активизирует связи между нейронами и не подпитывается энергией извне, то дендриты атрофируются. Отсюда так важно восстановление и поддержание собственного энергетического поля человека.

Отличием данной методики от других можно назвать то, что она основывается на улучшении энергетической связи между полушариями мозга. Эту связь можно восстановить с помощью активации связи дендритов методом энергетического насыщения объединяющего их поля, на основе знаний Реабилитационной энергетики.

Техника восстановления не отличается от других способов восстановления активности нервной системы. Обычно начинаем с оценки состояния существующих связей между полушариями и дендритами. При обнаружении отсутствию таких связей начинаем насыщать энергией эту часть и объем мозга, находящегося между полушариями. Далее перемещаем свое энергетическое воздействие вниз по направлению к спинному мозгу и далее по нему к копчику. Чувствительные люди сразу чувствуют отклик в этих местах в виде возбуждения в области воздействия. Чувствуются и попутно возбуждающиеся связи с органами, подвешенные к соответствующим местам их иннервации. Сам процесс может иметь различную скорость проникновения активации. Все зависит от опытности практикующего. Дойдя до копчика, меняем направление движения потока энергетического воздействия на противоположное (см. рис. 2). Движение идет уже вверх по позвоночнику до чакры третьего глаза. В этом месте путь движения энергии опять замыкается на начальный, т.е. между полушариями мозга. Так замыкается круг движения энергии. Это круговое движение энергии можно повторять много раз каждый день как гимнастику, до достижения устойчивости и самостоятельности кругового движения потока энергии.

Этот круг потока энергии отличается в зависимости от пола человека. У мужчин он дополняется в самом верху включением в это кольцо космической, а внизу земной энергии, с выходом общей результирующей (синий цвет) в землю (см. рис. 2). А у женщин он дополняется только входом вверху космической и внизу земной энергии. У женщин в сравнении с мужчинами нет определенного места выхода энергии. У женщин выход энергии происходит через все тело в виде излучений тела или эмоций.

Это упражнение во много раз усиливается при включение в этот оборот энергии Космоса и Земли. Такое усиление происходит еще больше в парной работе мужчины и женщины при объединении в общее кольцо энергий.

Рис. 2. Движение потоков энергии в женском и мужском теле при активации связи между полушариями мозгаРис. 2. Движение потоков энергии в женском и мужском теле при активации связи между полушариями мозга

Что это нам дает?

При такой активации дендритов и связей между полушариями мозга в нервной системе создаются усиленные ассоциативные связи между разными видами информации. Причем функционируют они в этом непривычным для них образе только при достаточно насыщенном энергетическом поле.

Данная методика способствует улучшению памяти и стимулирует работу мозга. Для полной реализации их потенциала необходима стимуляция нейронных проводящих путей в мозге человека, потому что большое количество их используются не полностью. В результате активации дендритов и связей между полушариями мозга в мозгу начинает вырабатываться особое вещество под названием нейротрофин. Это вещество приводит к росту нервных клеток. При этом почти вдвое возрастает число и «ветвистость» дендритов.

Детям данная методика помогает лучше сосредотачиваться и усваивать новые знания. Взрослым людям она позволяет поддерживать свой мозг в тонусе. Также помогает избежать возрастного ухудшения памяти.

При ее выполнении человек почувствует не только улучшение мыслительного процесса, но также повышение жизненного тонуса и улучшение настроения. Расширенное возбуждение нервных клеток увеличивает производство нейротрофинов. Никакие пищевые добавки для мозга не оказывают такого действия, как эта гимнастика.

Предложенная техника предполагает развитую чувствительность и умение работать с полями энергии, но если она еще не развита, могу предложить свою помощь при проведении такой работы дистанционно. 

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА — РАЗВИТИЕ МОЗГА

«Великая цель образования состоит в тренировке, а не загружении ума; в обучении его использовать собственные мысли, вместо того, чтобы заполнять коллекцией чужих».
Трайон Эдвардс.

Люди хотят быть красивыми и здоровыми, культ внешней красоты заставляет сидеть на диетах, ходить в спортзал, посещать косметологов, тратить деньги на одежду. Часто слышу «я набрала пару кило, надо бы мне похудеть» или «появились морщины, надо купить крем, пойти к косметологу», но никто не жалуется, что давно Достоевского не читал или забыл имя и отчество Глинки. Я утрирую, но если серьезно, то мозг отвечает за всю работу организма и от его развития напрямую зависит, как долго вы будете здоровы, красивы, успешны и как быстро состаритесь. В первую очередь нужно развивать мозг.

 * Развитие мозга — это процесс создания, укрепления или восстановления утраченных нейронных (синаптических) связей.

 

Чем старше человек – тем выше потребность в развитии мозга. Пока ребенок познает мир, для него каждый день открытие, игра и учеба – его ведущие виды деятельности, он постоянно вынужден решать сложные для себя задачи. Новые нейронные связи беспрерывно образовываются. И что происходит с ним потом – вырастает, получает высшее образование, работает по специальности, считает себя образованным человеком, уже все умеет, все знает. Изо дня в день – одни и те же дела, места, люди, задачи, отпуск 2 раза в год. Чем старше человек, тем больше усилий нужно прилагать для развития. Например, задумали вы китайский язык начать учить, и тут появляются разные препятствия — лень, нет времени, дорого, отговорки «зачем мне это, я же не собираюсь жить в Китае», у многих так с банальным английским. Как с эти бороться, расскажу в данной статье.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА — КАК РАЗВИТЬ МОЗГ

Мозг нуждается в тренировках больше чем тело. Проводить их нужно по аналогии со спортом, учитывая три ключевых момента – регулярность, нарастающее усложнение, новизна.

НОВИЗНА И НЕЙРОННЫЕ СВЯЗИ

Количество нейронов и синапсов, а также их качество определяют интеллектуальный потенциал — гибкость ума, память, креативность, талант. Когда нервные клетки реагируют по-новому, это улучшает нейропластичность, которая, в свою очередь, позволяет смотреть на вещи с разных точек зрения и осознавать причины, а также влияет на наше поведение и эмоции. Мы узнаём новые модели, и наши когнитивные возможности возрастают. Более того, люди с высокой нейропластичностью меньше подвержены беспокойству и депрессиям, быстрее учатся и лучше запоминают.

Владимир Серкин в книге «Хохот шамана» писал:
— Когда человек долго живет в привычной ситуации, он становится компетентным и заскорузлым. Его мышление деградирует, так как он не решает новых задач.
— Но он все более хорошо решает привычные задачи.
— Он их уже не решает, а обкатывает. Он «экономит» мышление, живя привычным образом. Потом он начинает избегать новых задач…
— Новые задачи нужны для мышления?
— Для всего: ума, тела, чувств.
— А тебе не тревожно?
— Конечно. Но этой тревоге нельзя дать перерасти в избегание нового.

 

 УВЕЛИЧЕНИЕ УМСТВЕННОЙ НАГРУЗКИ

Как только вы чему-то научились, вам стало легко – процесс обучения закончен, развитие остановлено – нужно усложнить задачу и увеличить время занятий. Вы всегда должны путать и сбиваться, должно быть сложно, только в эти моменты мозг развивается, а вы поднимаетесь на новый уровень.

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА – ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ

Питание, сон, прогулки, спорт – все это полезно не только для организма и общего самочувствия, но и для мыслительных процессов, продуктивности работы мозга. Употребление большого количества воды, витаминов, зеленого чая и сбалансированное питание нужно взять за первое правило. Второе – минимизация всего вредного: алкоголь, никотин, жирная тяжелая пища, сладкие батончики.

 

 Третий фактор — здоровый сон, 6-8 часов. Во сне мозг продолжает работать, переваривать события прожитого дня, раскладывать по полочкам и коробочкам информацию. Если вы мало спите, резко падает концентрация внимания, ухудшается память, появляется рассеянность, мозг не способен по максимуму усваивать новую информацию. Прогулки и регулярные занятия спортом благоприятно сказываются на мозговой активности.

В ЧЕМ ПОЛЬЗА ЧТЕНИЯ

Чтение снижает уровень стресса и развивает три типа интеллекта:

  • подвижный, ответственный за усвоение нового материала
  • кристаллизовавшийся – применение уже полученных знаний; улучшаются способности к решению задач, развивается умение оперировать информацией, находить нужные знания и применять их на практике
  • эмоциональный – развитие эмпатии, читающий человек лучше обнаруживает паттерны, понимает суть процессов и верно интерпретирует чувства других людей.

 

 

Всегда держите под рукой книгу. Читайте в любое свободное время. Особенно в очередях и пробках, чтобы не казалось, что зря тратите время, для этого есть смартфоны, планшеты, электронные книги. Когда просматриваете ленту соцсетей, всегда находятся тексты или статьи, которые хочется прочитать, но времени в данный момент нет, делайте отдельный чат с закладками и скидывайте туда ссылки «почитать», и в любой пробке или очереди у вас всегда наготове список интересных источников, вместо банального листания ленты. Когда глаза ваши заняты, например в дороге, а мозг способен воспринимать информацию – полезны будут аудиокниги и лекции.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Интеллектуальные игры говорят сами за себя. Командные и индивидуальные, всей семьей или с друзьями, игры – это прекрасный вариант полезного досуга. Викторины, скраблы, активити, пазлы, сейчас огромное множество игр на любой вкус и уровень развития.

В. А. Сухомлинский писал: «Для отдыха старшекласснику я советую шахматную игру, чтение художественной литературы. Шахматная игра в абсолютной тишине, при полной сосредоточенности – замечательное средство, тонизирующее нервную систему, дисциплинирующее мысль».

 

 

Если вам тяжело играть в шахматы, трудно продумывать и планировать ходы наперед, концентрироваться на игре (вы постоянно отвлекаетесь), значит вам тем более нужно играть, чтобы развить операционную память и концентрацию. Люди, выбирающие такие варианты досуга, обладая гибким умом и развивающие его пластичность, прекрасно справляются с жизненными и профессиональными задачами.

Компьютерные игры в своем большинстве тоже развивают внимательность, скорость реакции, влияют на пластичность структур головного мозга. Отдельного внимания заслуживает вклад игр в развитие логического мышление, навыка стратегического планирования. Не говоря уже об эмоциональной разгрузке и отдыхе, некоторые игры настоящий антистресс.

ГОЛОВОЛОМКИ И ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

Мощный стимулятор развития логических способностей такие активности, как головоломки и кроссворды, решение сложных арифметических задач. Появлению новых нейронных связей способствуют изучение языков. Достаточно уделять 10-30 минут в день новых иностранных слов или смотреть любимый сериал/мультфильм на языке оригинала. Также полезно изучать глубже родной язык – искать в день по 5-7 незнакомых слов в толковых словарях. Подбирать к одному слову 10 синонимов или антонимов, в идеале с кем-то играть в такую игру. Читайте русскую классику с выражением, особенно пьесы. Рассказывайте, как прошел день друзьям, например, слогом Чехова.

ОТПИШИТЕСЬ ОТ ИНФОРМАЦИОННОГО МУСОРА

Проведите эксперимент – замерьте, сколько в месяц вы тратите времени на социальные сети, и сколько из них зря. Самочувствие организма и физическое состояние тела зависят от еды, которую мы потребляем. С мозгом так же, он адаптируется к типу информации, которой вы «питаетесь». Вкусы у людей разные, но если вы предпочитаете смотреть исключительно смешные картинки и события в жизни других людей и это весь ваш рацион, то пора бить тревогу. Заходите в социальные сети 1-2 раза в день.

То же самое касается телевидения. От просмотра бесконечных ток-шоу про чужую жизнь или одинаковых по всем каналам программ новостей с искаженными фактами, ваша жизнь не улучшится. Заведите хобби, книжку прочитайте, с друзьями поговорите, в парк сходите, что угодно лучше этого мусора для мозга. Перестаньте тратить время впустую.

 

 

ОБЩАЙТЕСЬ С УМНЫМИ ЛЮДЬМИ

Дурной пример заразителен, но в обратную сторону это тоже работает. Глядя на интересных, успешных людей, хочется прививать их хорошие привычки себе. Говорят, чтобы стать сильнее, нужно играть с более сильным противником. Окружайте себя приятными людьми, заводите новые интересные знакомства. Во многих городах есть разные интеллектуальные клубы, где проходят турниры и самые разные изначально незнакомые люди прекрасно проводят время. А если вы не самый общительный человек, и предпочитаете тихие домашние вечера – то youtube вам в помощь, можно смотреть лекции самых умных жителей планеты на канале «TED» и таким образом себя окружить успешными в своем деле людьми.

МОЗГ ТРЕНИРОВКА

5 УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ МОЗГА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

  1. Выполнять обычные действия неведущей рукой. 5-10 минут в день писать, открывать двери, чистить зубы, причесываться левой рукой, если вы правша и наоборот. Упражнение для развития амбидекстрии, то есть развития функций обеих рук, способности выполнять действия правой и левой рукой с одинаковой скоростью и эффективностью. Использование противоположного полушария вашего мозга дает результаты быстрого и существенного расширения зон коры головного мозга. Чем быстрее человек адаптируется к новым ситуациям, тем он стрессоустойчивее, и лучше его душевное здоровье и благополучие. Люди, владеющие обеими руками, быстро оценивают ситуацию и принимают решения, становятся психологически гибкими.
  1. Выполнять привычные действия с закрытыми глазами. Например – принимать душ, рисовать, есть, такие занятия улучшают координацию движений. Изучать предметы исключительно наощупь, запоминать детали, пробовать находить отличия. Кроме тактильности, важно развивать обоняние, закрывать глаза и учиться различать тонкости ароматов, запоминать их – упражнения по 5-10 минут можно выполнять в парфюмерных магазинах или на выставках цветов. Большую часть информации мы воспринимаем визуально и аудиально. Такие занятия стимулируют развитие коры менее активных зон мозга.
  2. Представлять в уме простые слова и читать их наоборот (мама-амам, стол-лотс), постепенно выбирая более сложные слова, с большим количеством букв. Это упражнение тренирует концентрацию внимания, со временем научитесь визуализировать любую информацию.
  3. Придумывать новое – например, взять обычный предмет и придумать 20 вариантов его использования, или представить, какие можно добавить функции в привычный гаджет или бытовую технику; пофантазировать, какая одежда будет в моде через 100 лет, какие технологии изобретут через 50 лет. Когда нервные клетки реагируют по-новому улучшается нейропластичность.
  4. Упражнение на устный счет — представьте в уме три числа 2, 4, 6. К первому числу всегда прибавляйте 2, ко второму прибавляйте 4, а к третьему 6. Следующий ряд будет 4, 8, 12, далее 6, 12, 18. Продолжите ряд, как только станет легко, меняйте изначальные цифры или добавляйте еще одно число. Такие операции с последовательностями тренируют концентрацию внимания и память, полезны для детей и взрослых.

Выполняйте регулярно упражнения, придерживайтесь рекомендаций хорошего психолога по развитию мозга и результат не заставит себя долго ждать, уже через неделю вы заметите первые изменения, а через месяц сможете достигнуть высот в любом обучении, будь то иностранные языки, игра на музыкальных инструментах или просто новые профессиональные задачи.

Чем выше интеллект, тем «проще» мозг

 Эрхан Генч, один из руководителей новой работы.Эрхан Генч, один из руководителей новой работы.

 

Совместно с коллегами из других стран, специалисты Рурского университета провели биопсихологическое исследование, результаты которого опубликованы в издании Nature Communications. В рамках работы учёные проанализировали строение мозга 259 мужчин и женщин. Специалисты оценили степень разброса ориентации аксонов (длинных отростков нервных клеток, ответственных за проведение нервного импульса), а также исследовали плотность ткани мозга. Эти методы позволили учёным рассчитать приблизительное количество дендритов в коре головного мозга. Дендриты — это короткие отростки нервных клеток, задействованные в межклеточной коммуникации.

Также все участники исследования прошли тест на IQ.

Объединив полученные данные, учёные пришли к парадоксальному выводу: чем выше IQ, тем меньше дендритов в коре головного мозга. Чтобы подтвердить или опровергнуть этот неожиданный результат, исследователи воспользовались открытой базой данных, созданной в рамках Human Connectome Project. На этот раз выборка увеличилась почти в два раза, так как учёные обработали информацию, полученную у 500 добровольцев. Результаты второго этапа работы совпали с результатами первого, подтвердив их.

При помощи новых данных можно понять, почему в предыдущих исследованиях, посвящённых изучению интеллекта, результаты были, казалось бы, противоречивы. В частности, ранее было установлено, что у людей с высоким уровнем интеллекта объём головного мозга, как правило, выше. «Существовала гипотеза, согласно которой более крупный мозг содержит больше нейронов и, как результат, обладает большей вычислительной мощностью, — поясняет Эрхан Генч. Однако другие работы продемонстрировали, что — несмотря на большее количество нейронов — головной мозг более умных людей демонстрирует меньшую нейронную активность во время прохождения теста на IQ, нежели мозг людей со средним или низким интеллектом.

«Мозг человека с высоким уровнем интеллекта содержит относительно немного нейронных связей, но они более эффективны, — заключает Генч. — Таким образом, им удаётся обеспечивать высокую ментальную продуктивность при невысокой нейронной активности».

Про нейрохакинг много говорят, но мало кто умеет им пользоваться. Поэтому мы с нетерпением ждали книгу «Привычки на всю жизнь». И не зря.

Доктор психологических наук Шон Янг рассказывает о нейроуловках, помогающих «взломать» мозг и запрограммировать его на нужное поведение. С их помощью можно подготовиться к марафону, дописать роман, разработать крутое приложение, найти новых друзей, приучить ребенка к здоровому питанию и сделать миллион вещей, которые вы запланировали.

Но главное: нейрохакинг — лишь одна из сил, управляющих нашим поведением. А в книге их семь. Представляете, какая мощь.

Семь сил

Возьмем самолет. Когда он взлетает, на него действует множество сил — например, ветер, гравитация, — которые тянут вниз, вверх и в стороны. Инженеры научились использовать нужные силы в нужный момент, поэтому самолет летит.

У людей почти так же. Одна группа сил может подталкивать сидеть на диване, другая — надеть кроссовки и пойти на пробежку. Какой вариант победит? Тот, за которым стоят более мощные силы. Их всего семь: лестница, сообщество, важность, легкость, нейрохакинг, пленительность и привычка. Они определяют, что мы делаем и как себя чувствуем.

Мы можем управлять этими силами, заставляя их работать на нас.

Нейрохакинг

Нейрохакинг — быстрый, легкий и научно обоснованный способ «взломать» мозг, чтобы последовательно делать то, что хочется. Главный принцип таков: измени действие и позволь мозгуподумать над этим.

Нейрохакинг — быстрый, легкий и научно обоснованный способ «взломать» мозг, чтобы последовательно делать то, что хочется. Главный принцип таков: измени действие и позволь мозгу подумать над этим.

Если вы хотите стать более приятным в общении, не надо убеждать себя, что вы такой. Просто придержите дверь для друга. Мозг решит: «Если я это сделал, значит, это важно. А раз это важно, выходит, я отзывчивый человек. Надо продолжать!»

Измените действие — и разум последует за ним.

Примагнитить привычку

Если сделать что-нибудь легкое, повышается вероятность, что вы сделаете и то, что дается сложнее. Например, чтобы мотивировать себя каждый день выходить на пробежку, можно объединить это с другим делом — надеванием обуви.

Обуться — пара пустяков, вы делаете это каждый день. Так же легко заменить обычную обувь кроссовками. А поскольку кроссовки автоматически ассоциируются с бегом, будет легче выйти на пробежку. Выполнение одного действия, как магнит, тянет за собой другое. И вот вы уже бежите!

Обуться — пара пустяков, вы делаете это каждый день. Так же легко заменить обычную обувь кроссовками.

Создайте собственный магнит — объедините сложное действие с легким.

Призрак из будущего

Нам сложно делать что-то, если награда ждет далеко в будущем. Учиться, чтобы найти хорошую работу, копить деньги, чтобы обеспечить пенсию, есть сельдерей, чтобы дожить до 100 лет, — всё это важно, но трудно, ведь бонус скрыт за горизонтом.

Ученые придумали способ облегчить такие задачи: надо вызвать призрака из будущего. В одном эксперименте они предлагали людям определить, сколько денег те будут откладывать на пенсию. Все участники смотрели на свою фотографию, но одни видели изображение в нынешнем возрасте, а другие — искусственно состаренное. Люди во второй группе откладывали больше.

Если ваша цель далеко, призовите призрак будущего себя. Он будет вас мотивировать.

Что еще

В книге есть приемы, которые пригодятся в работе, учебе, воспитании детей. В одних случаях вам понадобятся все семь сил, в других — лишь одна или две.

7 сил — ингредиенты вашего личного коктейля. Доктор Янг расскажет, как их смешать.

7 сил — ингредиенты вашего личного коктейля. Доктор Янг расскажет, как их смешать.

Еще в книге:

  • Как собрать все силы вместе: модель SCIENCE
  • Нейроуловки, меняющие мозг
  • Куда способен заманить воображаемый мешок денег
  • Почему Linkin Park не веселятся по ночам
  • Как использовать 7 сил в бизнесе
  • Рабочий лист для планирования шагов, целей и мечт
  • Автоматическое, жгучее и обыкновенное поведение
  • Как сделать детей отзывчивыми и отвлечь от гаджетов

Есть такая китайская пословица: лучшее время посадить дерево — 20 лет назад, а если не получилось — сажайте прямо сейчас. С привычками то же самое. Вы уже активировали силы изменений, прочитав этот пост. Просто продолжайте.

По материалам книги «Привычки на всю жизнь»

P. S. Хотите стать лучшей версией себя, прожить жизнь, полную смысла и получать хорошие скидки на лучшие книги МИФа? Подписывайтесь на нашу рассылку. Каждую неделю выбираем самые полезные отрывки из книг, советы и лайфхаки — и отправляем вам.

Рубрика 
Наталия Булатова

Реклама



Сайт о здоровье

 www.wekzdorov.ru 

 

 Фруктовые букеты в Новотроицке. www.frubuk.ru 


 

Домашний текстиль в Новотроицке.

Бортики в кроватку. Коконы на выписку.

Подушки для беременных в Новотроицке.

  www.vk.com/tekstil56rus  


Поиск по сайту