Новости здоровья. Лучшие статьи о здоровье.

Развитие мозга: полезные советы и упражнения

o-i-yo

Что делает человека человеком? Ответов на этот вопрос можно отыскать немало, но один из самых распространенных и верных заключается в том, что человек обладает высоким самосознанием, способен мыслить и имеет мозг, многократно превосходящий по своему развитию мозг любого другого известного науке живого существа. За тысячи лет эволюции разум и мозг человека претерпели огромное количество существенных изменений, а сам этот прогресс основывается на способности к развитию. Именно по этой причине люди перешли в своем мышлении на качественно новый уровень.

Но несложно догадаться, что и человечество в целом, и каждый из нас в отдельности еще не пришел к вершине своих возможностей. А это значит, что мозг до сих пор постоянно развивается. Но более интересно то, что на развитие своего главного органа мы в состоянии повлиять самостоятельно. Мало того – это еще и обязанность каждого, ведь в первую очередь от степени развития мозга зависят личные жизненные результаты, эффективность работы, успехи в обучении, овладении новыми навыками и общении с другими.

Беря во внимание все вышесказанное, сегодня мы хотим побеседовать на тему развития мозга. Далее вы узнаете интересную информацию о мозге человека, его функции и особенности развития, полезные советы, упражнения и способы тренировки. Из всего этого может сложиться эффективная система развития мышления, которая может применяться вами каждый день. И для начала мы скажем несколько слов о мозге человека в целом, чтобы лучше понять, как развить его максимально.

Коротко о мозге человека

Мозг человека – самый загадочный и таинственный орган, и многие проводят аналогию между ним и компьютером. На протяжении всей своей жизни человек что-то узнает и учится чему-то новому, а вся информация, обладающая для него той или иной полезностью, переходит в его память и хранится там, пока ему это нужно. Если же какие-то данные становятся неактуальными, мозг просто-напросто стирает их.

Функции мозга можно перечислять очень и очень долго, но главное – это то, что от него зависит мышление, память, воображение, речь, чувства, восприятие, самосознание. Естественно, этот список намного больше, и если вам хочется узнать о мозге человека и его развитии еще, вы можете найти и почитать специализированные книги (Роджер Сайп, Джон Медина, Дмитрий Чернышев и другие авторы).

Мозг представляют правое и левое полушария, связанные друг с другом мозолистым веществом, служащим для передачи информации между ними. Если повреждается одно полушарие, как правило, повреждается и второе. Но известны случаи, когда, например, при разрушении левого полушария его функции брало на себя правое, и наоборот, благодаря чему человек мог продолжать жить полноценной жизнью. Что же касается этих самых функций, они различны.

Левое полушарие отвечает за логическое мышление и работу с числами. Оно обрабатывает и анализирует информацию в конкретной, строгой последовательности. А правое полушарие ответственно за чувственное восприятие и творческое мышление – с его помощью воспринимается музыка, запахи, цвета, искусство и т.д. Это же полушарие помогает человеку ориентироваться в окружающем его пространстве. А благодаря его свойству синтезировать имеющуюся информацию, человек получает возможность креативно мыслить, находить нестандартные решения, решать головоломки, выполнять всевозможные упражнения и играть в игры на развитие мышления и воображения (кстати, говоря о развитии мышления, не будет лишним упомянуть про курс по когнитивистике, пройдя который вы сможете овладеть двенадцатью различными мыслительными техниками).

В принципе, рассмотренной информации более-менее достаточно для приблизительного понимания устройства работы мозга человека. И остается лишь заметить, что благодаря специальным упражнениям мозг можно развивать и делать более мощным. Однако очень важно обратить внимание на так называемые подготовительные мероприятия, ведь неважно, будет тренироваться мозг ребенка или мозг взрослого, он в любом случае должен быть подготовлен к этому.

Как подготовить мозг к тренировкам

Существует три основных правила, которые следует принять во внимание, чтобы сделать свой мозг более эластичным, податливым и готовым к восприятию и усвоению новой информации, а также последующему ее воспроизведению и грамотному применению.

К этим правилам относятся:

  • Устранение гиподинамии. Это означает, что вы должны обеспечивать себя необходимым количеством физической активности. Гиподинамия свойственна людям, ведущим пассивный образ жизни или просто мало двигающимся, например, тем, чья деятельность предполагает провождение большого количества времени в сидячем положении, к примеру, школьникам и студентам, любителям часами играть в компьютерные игры или обожателям телевизора. А негативные последствия гиподинамии выражаются в том, что она не дает расщепляться жировым кислотам, находящимся в организме, что приводит к возникновению холестериновых бляшек на сосудах, препятствующих нормальному кровообращению. Кровь же обеспечивает органы, в том числе и мозг человека, нужным им количеством кислорода, и, если этот процесс нарушен, функции мозга тоже нарушаются, вследствие чего ухудшается и эффективность его работы (в особенности гиподинамия отрицательно воздействует на мозг ребенка и пожилого человека).
  • Обеспечение организма фосфатами и углеводами. Здесь мы скажем лишь о том, что, во-первых, нужно включить в свой рацион продукты, богатые фосфором (тыква, зародыши пшеницы, мак, соевые бобы, кунжут, плавленый сыр, орехи, овес, фасоль и другие), а также продукты с высоким содержанием полезных углеводов (рис, кукурузные хлопья, отруби, макароны, кефир, молоко, креветки, рыба и другие). Кстати, здесь вы можете почитать о правильном питании. А во-вторых, вам следует минимизировать или полностью отказаться от употребления алкоголя, губительно воздействующего на нейроны головного мозга. Помимо зловредного спирта, в состав алкоголя входит углекислый газ, и вместе со спиртом он оказывает на клетки мозга очень мощное разрушающее влияние.
  • Употребление воды. Подробно о пользе воды мы уже писали, а сейчас только напомним, что чистая вода помогает организму очищаться от токсинов и шлаков, а также способствует развитию когнитивных способностей, поддерживая нейронную связь. Чтобы обеспечить себя оптимальным количеством воды, вы должны выпивать литр воды в сутки в расчете на 30 кг собственного веса. Если же вы подвержены чрезмерному воздействию стрессов, то количество употребляемой воды желательно увеличить еще больше.

Следуя этим трем правилам, вы создадите серьезный фундамент для тренировки мозга. И любая система развития должна основываться на них – мозг ребенка и мозг человека взрослого требует особого «ухода» и внимания к себе. А еще немало полезной информации на представленную тему содержат в себе тематические книги (Роджер Сайп, Марк Уильямс и Денни Пенман, Алекс Ликерман и другие авторы).

Развитие обоих полушарий мозга

Вспомним: левым полушарием обрабатывается речевая и численная информация, логика, выводы, анализ, линейность и т.п. Правое полушарие обеспечивает пространственную ориентацию, цветовое восприятие, восприятие форм, звуков, цветов, ритмов, сновидений и т.д. Вообще, конечно, данные воспринимаются обоими полушариями, но каждое из них преобладает именно в своей области (о функциональной асимметрии вы можете почитать в этой статье).

Отсюда вывод: развивая какое-то одно полушарие, можно, например, «поднатаскаться» в способности воспринимать образы и стать суперкреативным, но в то же время испытывать серьезные трудности с решением арифметических задач. Или, наоборот, можно стать профи в аналитике, но быть неспособным видеть красоту в картинах или не уметь составить банальный стишок из четырех строк.

Поэтому в учебных заведениях зачастую преподаются не только профилирующие дисциплины, но и те, что совершенно не связаны со специальностью. Вспомните тех же математиков, изучающих литературу, историю и другие гуманитарные предметы, или филологов, в расписании которых есть технические дисциплины. Это служит еще одним доказательством того, что развития требуют оба полушария. И для этого вы можете прибегнуть к выполнению следующих упражнений:

Упражнение 1

Для выполнения первого упражнения вам понадобится напарник. Пусть он чем-то завяжет вам глаза. Как только это будет сделано, прогуляйтесь немного по помещению или территории, где вы находитесь в данный момент. После этого дайте ответы на следующие вопросы:

  • Увеличилась ли активность ваших органов чувств, и если да, то как?
  • Что помогало вам преодолевать неуверенность из-за невозможности видеть?
  • Какие звуки вы успели запомнить?
  • Было ли что-то, что вас настораживало?
  • Было ли что-то, что вас успокаивало?

Основываясь на этих ответах, вы поймете, как реагирует организм на отключение одного из органов чувств. А само упражнение поможет вам активизировать дополнительные ресурсы обоих полушарий.

Упражнение 2

Посредством второго упражнения вы научитесь синхронизировать работу обоих полушарий своего мозга. Выполняется оно так:

  • Встаньте прямо и вытяните вперед или вверх обе руки;
  • Нарисуйте в воздухе левой рукой круг, а правой – квадрат;
  • Выполняйте упражнение, пока не добьетесь успеха, а затем поменяйте руки.

Также это упражнение можно усложнить, рисуя в воздухе руками более сложные фигуры. А на основе идеи этого же упражнения есть даже специальная система развития обоих полушарий. Смысл ее состоит в том, чтобы выполнять привычные вещи нестандартными способами. Можно, к примеру, мыть посуду, чистить зубы или кушать другой рукой, держать телефон у другого уха, носить сумку или рюкзак на другом плече (под словом «другой» понимается для правшей – левая сторона, а для левшей – правая).

Упражнение 3

Банальное и простое на первый взгляд упражнение, но в действительности оно отлично помогает синхронизировать работу правого и левого полушарий. Выполняется следующим образом:

  • Поглаживайте правой рукой живот по часовой стрелке;
  • Теперь левой рукой легонько постукивайте по голове вертикальными движениями;
  • Немного потренировавшись, выполняйте указанные движения одновременно.

Интересно, что очень часто руки как бы сами начинают путать движения: левая рука делает то, что должна правая, а правая – то, что должна левая. Упражнение очень интересно, а после того как первый вариант будет освоен, просто поменяйте руки.

Очень эффективно использовать три этих упражнения, когда требуется оказать воздействие на мозг ребенка. Но и для взрослых они будут крайне полезны – при кажущейся простоте, они прекрасно тренируют мозг, вследствие чего улучшается мышление, память, воображение и т.д. Но будет еще лучше, если вы совместите свои тренировки с развитием мышления, например, с прохождением курса по когнитивистике.

Упражнения двух последующих групп можно выполнять отдельно и совместно друг с другом, а также в комплексе с уже рассмотренными. Зависит этот ваших личных потребностей и предпочтений.

Развитие левого полушария мозга

Здесь мы также рассмотрим три упражнения:

Упражнение 1

Смысл очень прост – всего лишь нужно выполнять все действия и манипуляции с объектами окружающего мира при помощи правой руки. Несмотря на то, что для правшей это естественно, даже для них это будет крайне необычно, а левши получат превосходную практику.

Упражнение 2

Это упражнение не намного сложнее предыдущего – для развития левого полушария ежедневно уделяйте немного времени на логические игры и решение арифметических задач.

Упражнение 3

Опять же очень простое упражнение – каждый день по 30-40 минут разгадывайте кроссворды и сканворды. Их разгадывание считается по большей части аналитическим, нежели интуитивным процессом, а значит, и задействовано в нем левое полушарие.

Развитие правого полушария мозга

В этой группе представлено четыре упражнения:

Упражнение 1

Систематически прослушивайте любимую музыку, способствующую релаксации и фантазированию, т.к. именно за это отвечает правое полушарие мозга. Чем раскованнее вы будете себя чувствовать, тем лучше.

Упражнение 2

Для развития правого полушария выполняйте все действия и манипуляции с объектами окружающего мира левой рукой. Если в предыдущем блоке неудобства испытывали левши, то в этом случае постараться придется правшам. Кстати, будет классно, если и читать и писать вы будете учиться справа налево, для чего очень эффективно заниматься арабским письмом. Заодно вы будете изучать иностранный язык и тренировать память.

Упражнение 3

Т.к. правому полушарию в больше степени свойственно синтезировать, а не анализировать данные, уделяйте время рисованию, ведь именно во время рисования развивается абстрактное мышление. Выделяйте ежедневно по 30 минут для этого. Кроме того, рисование можно заменить или совместить с дизайном интерьера или одежды. Дополнительным плюсом это упражнения можно назвать развитие интуиции.

Упражнение 4

Развивайте в себе эмпатию. Это означает, что нужно развивать в себе способность к сопереживанию и восприятию мира глазами других людей. Учитывая это, правое полушарие развивается просто прекрасно, а подробно о развитии эмпатии вы можете узнать, перейдя по этой ссылке.

Все упражнения, о которых мы поговорили, при регулярном выполнении сделают ваш ум более острым и гибким, а мозг – натренированным и способным на серьезные достижения. Самое главное – это не забывать уделять внимание обоим полушариям.

И напоследок еще несколько хороших советов для развития мозга:

  • Занимайтесь спортом (делайте зарядку, ходите в бассейн, совершайте пробежки и т.д.);
  • Общайтесь с окружающими людьми на интересные темы;
  • Обеспечивайте себя полноценным сном и хорошими условиями для отдыха;
  • Правильно питайтесь и ешьте больше витаминных продуктов;
  • Развивайте стрессоустойчивость и позитивное мышление;
  • Играйте в развивающие игры и шахматы;
  • Читайте познавательную литературу и развивающие книги (Роджер Сайп, Кэрол Дуэк, Артур Думчев и т.д.);
  • Занимайтесь самообразованием и проходите курсы по развитию мышления (курс по когнитивистике вот здесь).

Такая система развития позволит вам всегда личностно расти, тренировать интеллект и иметь активный, здоровый и сильный мозг. Желаем вам успехов и возможности использовать свой потенциал по максимуму!

Академик Наталья Бехтерева о главном условии, продлевающем жизнь человека

 
 
 

Академик Наталья Бехтерева, внучка всемирно известного физиолога, психиатра и невропатолога Владимира Бехтерева, нейрофизиолог с мировым именем, руководитель Института мозга человека РАН, назвала главное условие, при соблюдении которого вы можете отодвинуть старость и сохранить здоровье мозга.

Вот что она сказала:

«Я выступала, читала лекции, занималась громадной организационной работой, но — не жила. Пока у меня не появилась очередная сверхзадача — доклад, который позволил оценить, сколько сделано в прошлом, и показал, что есть смысл в будущем. Без сверхзадачи человеческое существование лишено смысла. Животные рождаются, дают жизнь новым поколениям, потом функция размножения угасает, и наступает смерть. А мы — мы не умираем, пока у нас есть цель — дождаться внуков и правнуков, написать книгу, увидеть мир, заглянуть в Зазеркалье… Старости не существует, и ничего не заканчивается, пока вы сами этого не захотите».

О великой исцеляющей силе сверхзадачи или цели писал также всемирно известный австрийский психолог и психиатр Виктор Франкл, которому пришлось пережить ужас концлагерей:

«Каждая моя попытка духовно восстановить, “выпрямить” своих товарищей по несчастью снова и снова убеждала меня, что это возможно сделать, лишь ориентировав человека на какую-то цель в будущем».

«Человек, утративший внутреннюю стойкость, быстро разрушается. Фраза, которой он отклоняет все попытки подбодрить его, типична: “Мне нечего больше ждать от жизни”. Вся сложность в том, что вопрос о смысле жизни должен быть поставлен иначе. Надо выучить самим и объяснить сомневающимся, что дело не в том, чего мы ждем от жизни, а в том, чего она ждет от нас».

«Человек, осознавший свою ответственность перед другим человеком или перед делом, именно на него возложенным, никогда не откажется от жизни. Он знает, зачем существует, и поэтому найдет в себе силы вытерпеть любое "как"».

Это цитаты Виктора Франкла из его самой знаменитой книги «Сказать жизни "Да!"». В одном из интервью режиссер Андрей Кончаловский признался, что эта книга помогает ему переносить боль после трагедии с дочерью Машей. Вот что он сказал: «Есть замечательный философ Виктор Франкл, который написал уникальную вещь «Сказать жизни "Да!"». Это великая книга, которая меня многому научила. Научила тому, что в любой ситуации человек может найти смысл».

Виктор Франкл о единственном вопросе, который надо задать судьбе, чтобы получить ответ о смысле жизни

 
 

Австрийский психиатр, психолог, невролог Виктор Франкл известен всему миру как создатель популярного направления в психотерапии, которое называется «логотерапия» (от греческого «logos» — слово и «terapia» — забота, уход, лечение). Буквально это означает «лечение смыслом». Франкл пришел к выводу, что изначально мы ставим вопрос о смысле жизни неправильно. Если задать его корректно, то и ответ не заставит себя ждать.

В основе логотерапии выводы, которые Франкл сделал, будучи заключенным немецких концлагерей. В этих нечеловеческих условиях ученый наблюдал потрясающие вещи и пришел к важным выводам о силе человеческого духа. В своей замечательной книге «Сказать жизни "ДА!": психолог в концлагере» Франкл писал, что встречал среди своих собратьев по несчастью людей, которым каким-то непостижимым образом удавалось подавить в себе типичные в такой ситуации апатию и деградацию. Они каждый день шли сквозь бараки и, превозмогая боль, маршировали в строю. У них находились для товарищей по несчастью доброе слово и последний кусок хлеба.

И пусть таких людей было мало, их пример подтверждает, что внутренне человек может быть сильнее своих внешних обстоятельств, потому что у него всегда есть свобода отнестись к ним «или так, или иначе». И это «так или иначе» у него отнять нельзя.

Виктор Франкл пришел к выводу, что деформация характера заключенного в концлагере зависела в конечном итоге от его внутренней установки. Лагерная обстановка влияла на изменения характера лишь у того заключенного, кто опускался духовно и в чисто человеческом плане. А опускался тот, у кого уже не оставалось больше никакой внутренней опоры. Бессрочное заключение приводило к переживанию утраты будущего. Фраза, которой отчаявшийся отклонял все попытки подбодрить его, была типична: «Мне нечего больше ждать от жизни». Однако, по мнению Франкла, изначально вопрос о смысле жизни был поставлен неправильно. Дело не в том, чего мы ждем от жизни, а в том, чего она ждет от нас.

Чувствуете, какая огромная разница? Спрашивайте судьбу, что она ждет от вас, и тогда есть шанс найти свой смысл жизни. Франкл приводит в книге два примера, когда ему с помощью правильно заданного вопроса удалось доказать двум своим собратьям по несчастью, что умирать им пока рано — судьба еще что-то от них ждет. Хорошенько подумав, они нашли то важное, что ждет их в будущем. Оказалось, что одного ждал на чужбине его обожаемый ребенок. Другого не ждал никто персонально, но его ждало дело. Он был ученым, готовил и издавал серию книг по географии. Она осталась незаконченной. Сделать эту работу вместо него не мог никто. Им было ради чего жить.

Несколько слов о том, где искать это важное, ради чего стоит жить. По мнению Виктора Франкла, жизнь может стать осмысленной только через работу или через любовь. Первый путь — это путь совершения поступков или создания творений. Второй путь — путь переживания чего-либо, или переживания по поводу кого-либо. «Что-либо» относится к природе, культуре, а «кто-либо» — это другой человек, которого мы любим. Если же человек нацелен только на решение материальных задач, рано или поздно он придет к экзистенциальному вакууму.

Благодаря таким наблюдениям, Франкл пришел к интересному выводу: чтобы помочь человеку подняться и найти свои смыслы, надо исследовать не глубины его личности, как делал Фрейд, а её высоты, иначе говоря, не комплексы, травмы, недостатки и т.д., а возможности, способности, таланты и т.д. В конечном счете, какая разница, что у человека в минусе, когда у него такой потенциал в плюсе! Франкл считал, что цель психотерапии — раскрыть предельные возможности человека, помочь ему совершить прорыв в другое измерение. Когда это удается, уже не до неврозов и комплексов — и они исчезают сами собой.

Виктория Шилкина, клинический психолог, автор канала и сайта Books-for-you.ru

Как стать моложе на 10 лет благодаря силе мысли? Программа от автора мирового бестселлера

 
 

То, как вы выглядите и чувствуете, не имеет ничего общего с вашим возрастом по паспорту. Об этом сейчас говорят многие ученые: здоровый образ жизни может замедлить старение. А английский психолог Мариса Пир добавляет: позитивный взгляд на мир имеет такой же сильный антивозрастной эффект, как спорт, правильное питание и гены.

 Оказывается, юмор и хорошее настроение могут сделать вас моложе минимум на 10 лет – этому посвящена ее книга «Ежедневные медитации и практики» (You Can Be Younger), вышедшая недавно и на русском языке.

Среди клиентов Марисы Пир – члены королевской семьи, бизнесмены, олимпийские атлеты. Вот основные пункты ее программы.

 
 

ВОЗРАСТ – ЭТО НЕ ПРИГОВОР

Есть множество примеров того, как люди прекрасно функционируют в свои 70, 80 и 90 лет. Микеланджело и Пабло Пикассо сотворили шедевры, когда им было далеко за 80 и 90 соответственно. Верди сочинил «Аве Мария» в 85 лет. Марта Грэм, блестящая балерина, выступала на сцене в 75 лет, а в 95 ставила балеты. Пианист Владимир Горовиц играл сольный концерт в Карнеги-холле в 98 лет. Артур Рубинштейн сделал то же самое в 90. Мик Джаггер (77) и Кит Ричардс (76) до сих пор скачут на сцене, как в конце 1960-х.

Я много езжу по миру. И заметила, что дольше всего живут в тех странах, где уважают старость. Так, в Китае говорят, что вы ничто до 70 лет, потому что вы не прожили достаточно, чтобы к вашему мнению прислушивались. Француженки и японки, самые долгоживущие женщины в мире, происходят из стран, где пожилых женщин находят привлекательными и чувственными.

Если вы думаете, что вам 70 и все самое интересное уже закончилось, то заблуждаетесь. На самом деле только начинается: вы становитесь мудрее, опытнее, способны вдохновлять и помогать молодому поколению. Это совершенно другой подход к старости: никакой пенсии, никакой жизни взаперти, наоборот – цель в жизни, драйв и, соответственно, здоровье.

ТРЕНИРУЙТЕ МОЗГ

Почему 80-летний профессор университета подчас соображает лучше 30-летних офисных работников? Потому что наш мозг предъявляет довольно жесткие требования: либо вы используете его на полную катушку, либо он скажет вам «до свидания». Никакого отличия от мускулатуры, которой нужна регулярная нагрузка и тренировки!

Люди, которые ведут активную творческую и мыслительную деятельность – ученые, композиторы, пианисты, писатели, художники, – имеют острый ум до глубокой старости. Люди же, которые уходят на пенсию и днями напролет смотрят телевизор, лежа на диване, утрачивают когнитивные способности, приобретая взамен болячки.

Каждый раз, когда вы знакомите свой мозг с чем-то новым, ставите нестандартную задачу, нейронные связи активизируются. Покажется смешным, но один из лучших способов профилактики старения мозга – стоять на одной ноге во время чистки зубов.

Или еще варианты: поднимаясь по лестнице, отталкиваться левой ногой, брать вещи не правой, а левой рукой (если вы правша). Такая простейшая практика активизации нейронов сохраняет вашу молодость.

 
 

ЗАНИМАЙТЕСЬ ДЕЛАМИ МОЛОДЫХ

Одна из причин, по которой Мик Джаггер и Кит Ричардс все еще прыгают на сцене, учитывая, что они злоупотребляли все чем только можно, заключается в том, что они постоянно выступают с концертами, пишут песни – делают то же самое, что и в 25 лет.

Вывод: чем более «молодыми» вещами вы занимаетесь, тем моложе вы себя чувствуете и более молодым остаетесь физически.

В 1979 году был проведен эксперимент. Известный доктор Эллен Лангер поместила группу из 30 пожилых людей со множеством хронических заболеваний в закрытый санаторий. Все комнаты и общие помещения выглядели, как 30 лет назад, – во время жизненного расцвета испытуемых. По телевизору показывали программы 30-летней давности, на столиках лежали журналы, газеты и книги тех времен.

В итоге все эти люди подсознательно поверили, что оказались в машине времени, и стали чувствовать себя, как 30 лет назад. У них проверили зрение, слух, все органы: они действительно стали работать лучше.

Есть и другие подобные исследования. Например, с участием вышедших на пенсию пилотов: после того как их помещали в симулятор кабины пилота, их зрение улучшалось. Вернее, разум, полагавший, что они снова управляют самолетом, заставлял зрение работать на полную катушку.

МЫСЛИ МАТЕРИАЛЬНЫ

Каждая мысль, пришедшая вам в голову, вызывает физическую реакцию и эмоциональный эффект. Когда вы говорите: «Эта работа сводит меня с ума», «Дети довели до белого каления», «Сгину в этих пробках», «Я умираю от усталости», у вашего тела нет выбора, кроме как действовать в соответствии с этими словами, потому что каждое произнесенное слово является планом, который ваш разум и тело должны выполнять.

Так что никогда не употребляйте выражения: «Я старый» или «В моем возрасте». Говорите: «Я устал. У меня был напряженный день», не добавляя жалобы на возраст. Делайте все так, как будто ваши года не имеют значения.

Продолжайте говорить себе, что вы чувствуете себя молодым, и это действительно начнет влиять на вас. Посмотрите на Голди Хоун, она, как девчонка, вечно хихикает, и при этом в 74 имеет стройную гибкую фигуру и до сих пор снимается в комедиях.

Разумеется, диета, физкультура и витамины очень важны, но самое главное – это сказать себе: «Я молодой».

 
 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ШАГИ К МОЛОДОСТИ

1. СМЕЙТЕСЬ

Есть исследование, согласно которому младенцы смеются 300 раз в день, подростки и молодые люди – 6 раз в день, 50-летние – 3 раза, а 60-летние – 1–2 раза. Увы, с возрастом мы начинаем относиться к жизни слишком серьезно. И зря: доказано, что люди, которые часто смеются, медленнее стареют.

Старайтесь привнести в свою жизнь больше радости, счастья, шуток. Задействуйте тот же тип непосредственной радости, который доминировал в детстве и юности. Хорошая идея – составить список из 100 самых смешных фильмов и пересматривать их снова и снова.

Я, например, обожаю комедию «Плохой Санта» с Билли Бобом Торнтоном. Нет ничего лучше, чем момент в жизни, когда буквально плачешь от смеха. Когда ты смеешься, тебе хорошо.

2. СЛУШАЙТЕ МУЗЫКУ

Особенно ту, под которую вы ходили на свидания, которая играла на вашей свадьбе. Все просто: музыка вашей молодости поможет молодость сохранить, ведь вы вновь и вновь посылаете своему телу сообщение о том, что оно все еще молодо.

Параллельно интересуйтесь современной музыкой и исполнителями, слушайте Эда Ширана и Сэма Смита. Будьте в курсе: помните, что мы говорили о пользе любой новизны для профилактики старения мозга?

 
 

3. СЛЕДИТЕ ЗА МОДОЙ

Когда я бываю в Париже и Италии, то всегда любуюсь женщинами в возрасте 70 лет, которые носят каблуки, элегантные шарфики, на губах у них обязательно немного помады, а на голове – свежая модная стрижка.

Я не призываю носить леопардовый топ в обтяжку или мини-юбку из латекса, но следить за трендами нужно.

4. ОБЩАЙТЕСЬ С БЛИЗКИМИ

Большинство долгожителей из «голубых зон» работают, много двигаются, занимаются физическим трудом, взбираются на крутые холмы, чтобы собирать оливки или апельсины, но главное – они по-прежнему устраивают семейные обеды, где все поколения собираются, чтобы обратиться к ним за советом.

Наши родители стареют в ту минуту, когда мы говорим им: «Дай-ка я постираю твою одежду». Это как с мозгом и мускулатурой: функции, которыми не пользуются, деградируют.

Именно поэтому у нас дома традиция воскресных обедов соблюдается неукоснительно. Большинство наших друзей моложе нас, некоторые старше. Но мы собирается вместе, смеемся, анализируем ситуацию.

5. ЗАНИМАЙТЕСЬ СЕКСОМ

Мы настроены самой природой на репродукцию. Регулярные занятия сексом заставляют ваше тело поверить в то, что вы создаете новую жизнь, и вам понадобится энергия, чтобы вырастить этого человека.

Знаете ли вы, что китайские императоры и турецкие султаны могли править только до тех пор, пока физически могли заниматься сексом? Считалось, что до той поры ваш ум молод и пригоден для государственных дел. Даже если вы просто держитесь за руки и целуетесь, вы молодеете.

 
 

6. ЕШЬТЕ ПОЛЕЗНУЮ ЕДУ

Про правильное питание сказано немало. Основные продукты питания людей, живущих до 100 лет, – это бобовые, орехи и семена. Лично от себя добавлю еще яйца, в них есть все для создания жизни.

7. БОЛЬШЕ ДВИГАЙТЕСЬ

Физическая активность – самый действенный способ обратить вспять старение. Первое, что я делаю проснувшись, – прыгаю на батуте под энергичную «молодую» музыку: The Cure, The Clash. Буквально пару минут.

В этот момент я возвращаюсь к ощущению 19-летней девушки, и мое тело верит, что я и есть та самая девчонка.

8. ЗАНИМАЙТЕСЬ ЛЮБИМЫМ ДЕЛОМ

Кажется, Эдисон сказал: «Я не работал ни дня в своей жизни» – имея в виду, что он много работал, но совершенно не считал это какой-то каторгой. Помните, как Челентано говорил Орнелле Мути в «Укрощении строптивого»: тот, кто занят любимым делом, в отпуск не ходит.

Разумеется, и мне бывает нелегко сидеть перед компьютером и сочинять статью. Но в то же время, когда я этим занимаюсь, время летит быстро: я на своей волне, и мне это нравится.

Работа над осмысленной целью с помощью навыков, которые даются вам легко или которые вы с удовольствием осваиваете, – верный способ сохранять молодость.

9. БУДЬТЕ БЛАГОДАРНЫМИ

Первое, что я делаю утром, говорю: «Я люблю тебя, жизнь». Если вы испытываете чувство благодарности, смотрите вперед и никогда не думаете: «О, я боюсь стать старше», то возраст перестает иметь значение.

Это просто цифры в паспорте. Я люблю свою жизнь. Я люблю свою работу. Я люблю своих детей. От чего же мне грустить?!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Что влияет на долголетие – гены, рацион или экология? Рассказывает ученый-геронтолог

Циркадные ритмы – чтобы хорошо спать и не толстеть: рассказывает эскперт

Почему француженки хорошо выглядят и в 20, и в 30, и в 50, и в 70? Рассказывает автор книги "Возраст красоты"

Альфа-состояние – метод исполнения желаний. Как правильно его использовать.

Вы наверняка слышали о законе притяжения и визуализации. Уверяю вас, они работают. Но только тогда, когда вы можете правильно настроить свой разум и войти в альфа-состояние.

Что же это такое?

   Альфа-состояние

 Это умение подключать собственное подсознание, для реализации желаний.

Главное овладеть навыком перехода в альфа-состояние и научиться управлять им. И тогда любая задуманная мечта или желание, будет сбываться как по волшебству.

Так как же перейти в альфа-состояние?

 Цель
 Цель

 Ключ к быстрому переходу – это медитативный метод.

Хотите попробовать? Войти в альфа-состояние несложно, необходимо закрыть глаза и поднять глазные яблоки примерно на 20-40 градусов. Вы выполнили переход.

Далее, начните обратный отсчет от 20 до 1, чтобы сохранить это состояние. Помните, чтобы эффективно использовать альфа-состояние, вам нужно его закрепить.

Когда вы закончите обратный отсчет, вы окончательно настроитесь на альфа волну. Сейчас вы готовы работать с желанием. Максимально точно визуализируйте конечный результат. Не используйте слишком сложное желание для первой попытки.

Как выйти из Альфа-состояния:

 Желание
 
Желание

 Для того чтобы выйти из альфа-состояния посчитайте от 1 до 20.

На счет 20 открывайте глаза.

Старайтесь использовать этот метод как можно чаще. Со временем вам будет достаточно досчитать до 3-х для перехода в альфа-состояние. А управлять им вы сможете где угодно.

Для большего эффекта на начальных стадиях выполнить подготовительные упражнения и само упражнение "Ключ" Алиева.

Развивайтесь и тренируйте эти навыки. Используйте альфа-состояние для достижения желаемого. И помните, ваши возможности безграничны!

Напишите понравилась ли вам статья? Хотите еще информации на эту тему?

 

 
 

17 очень полезных практик для развития и оптимизации работы мозга 

 Как известно, головной мозг человека состоит из миллиардов нервных клеток, которые соединены между собой и образуют самый совершенный механизм в мире. Ученые склонны полагать, что мы используем мозг не на все 100% его мощностей, и что у него имеются некоторые резервные хранилища на случай, если придется потери нервных клеток (и утраченные в связи с этим функции) экстренно восполнять. Не стоит думать, что миллиарды нервных клеток – это много, а раз есть запасные клетки, то можно и расслабиться. Природа не любит излишеств, и от ненужного способна избавляться.

Человек сегодняшний достаточно хорошо осведомлён в том, о чем предки наши только догадывались. Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению о том, действительно ли функции полушарий настолько «эксклюзивны» (логическое левое — творческое правое), однако, как бы там ни было – все они более или менее согласны в одном: тренировка мозга действительно работает и улучшает повседневную жизнь. Чем больше развит мозг – тем быстрее мы анализируем информацию и принимаем решения, реагируем на стресс, мыслим критически, и, в целом, тем больше способны контролировать свою жизнь. В условиях огромного потока информации на первое место выходит способность, в первую очередь, к систематизации и анализированию, умение оперировать данными.

Благодаря моментальному доступу к любой информации сегодня у человека есть все возможности для развития. Вопрос, как эффективно пользоваться этим, по-прежнему остается открытым. И, к счастью, сегодня тренировка мозга (интеллекта, памяти) – тема почти догоняющая по популярности увлечение тренировкой мышц тела.

Развивать мозг – это значит ставить его в нетипичные и непривычные для ситуации с целью выработки новых алгоритмов в ответ на новую информацию. Процесс «накачивания» мозга ученые описывают так: между нейронами образуются новые синапсы, кора головного мозга становится толще (и более извилистой), вещество мозга прорастает новыми капиллярами, аксоны начинают быстрее проводить нервные сигналы, таким образом, функциональные связи между отдельными структурами мозга укрепляются. На этом принципе и основано большинство приемов «фитнеса для ума», которые позволяют, выражаясь языком компьютерщиков, прокачать себя и сделать свой ум более живым и быстрым.

Итак,17 полезных практик для развития и оптимизации работы вашего мозга.

1.Прочь из зоны комфорта. Если мышцы любят точность действий, заданное количество повторов, четкое расписание и минимум импровизации, то мозг предпочитает все с точностью до наоборот: ему невыносимы рутинная работа, отсутствие впечатлений, привычная обстановка. Существует и похожая обратная связь: чем менее тренированы мышцы – тем труднее приступить к тренировкам, чем менее активен мозг – тем больше он сопротивляется новому. Поэтому — чем труднее вам решиться на какие-либо перемены в своей жизни (пусть даже по мелочам) — тем больше вы в этом нуждаетесь на самом деле.

2.Старайтесь каждый день пополнять свои знания. Есть такая поговорка: «Знания, которые не пополняются, скудеют с каждым днем». И тут нельзя поспорить — как ослабевают мышцы, не нагружаемые физическими упражнениями, так и мозг, «заброшенный» его владельцем, расслабляется и дряхлеет. Заставляйте его трудиться запоминать новые слова и термины, узнавать даты событий и истории великих имен. Занимайтесь исследованиями. Известен тот факт, что люди, чей мозг достаточно активно трудился в течение жизни (например, они были заняты интеллектуальной работой), меньше подвержены старческой деменции и прочим весьма печальным проявлениям возрастных особенностей: нарушений памяти, интеллекта и психики. Учиться, учиться, и ещё раз учиться – вот один из залогов долгой, продуктивной и интересной жизни.

 
 
 
 
 
 3.Учитесь говорить. Услышав в очередной раз от знакомого: «Как дела?», «что нового?», придумывайте каждый раз новые фразы – откажитесь от стереотипов в общении, что называется, «порвите шаблон» скучного собеседника. Разумеется, не забывая о вежливости. Если вы подходите ко всему произнесенному творчески, с разных сторон, то тем самым стимулируете память и центр речи в мозге – левую височную область зон Вернике и Брока.

Рассказывайте истории или заведите видеоблог. Освойте сторителлинг. Сегодня у нас на службе есть масса технологий, поэтому не стоит придумывать отговорки — лучше поищите возможности для развития. Ведь каждому и нас есть, чем поделиться с другими людьми. Если вы не любите камеру — просто больше общайтесь и читайте друг другу вслух. Помните ту знаменитую фразу из кинофильма: «Не всё потеряно и жизнь не кончена, пока у тебя есть друг и пара историй, которые можно рассказать.»

4.Развивайте органы чувств. Расширяйте спектр своих ощущений. Передвигайтесь по собственной квартире или принимайте душ с закрытыми глазами. Пытайтесь на ощупь определять достоинство монет, лежащих у вас в кармане. Пробуйте освоить шрифт Брайля – систему чтения и письма для слепых. Несмотря на то, что такие упражнения выглядят достаточно странно, вы заставите интенсивно «нагреваться» новые сенсорные области мозга, которые обычно мало задействованы или совсем не трудятся, и тем самым обеспечите хорошую гимнастику для развития и роста нейронов. Или устраивайте с домашними дни общения на языке жестов. Конечно, если это покажется им достаточно хорошей и забавной идеей.

5.Займитесь музыкой. Или математикой. Нейрофизиологи, исследуя принципы работы и активации различных участков головного мозга, пришли к выводу, что некоторые отделы активизируются в ответ на действия, казалось бы, совершенно разные по своей сути. Например, во время решения математических задач и прослушивания музыки можно зарегистрировать схожую активность в медиальной орбито-фронтальной коре головного мозга. Решайте каждый день задачки по математике, а если вы хоть что-то понимаете в музыке, старайтесь развивать вкус в сторону сложных её форм. Возможно, это позволит вам лучше понимать и математику. Сегодня у ученых есть все основания полагать, что музыка вовлекает в работу больше отделов и областей головного мозга, чем любое другое занятие.

6.Ходите разными маршрутами. Даже, если непривычная дорога займет больше времени — это станет чем-то интересным. У скандинавов есть поговорка: «Возвращаясь одной и той же дорогой постепенно превращаешься в призрака». И они совершенно правы: мозг не любит одни и те же маршруты. Путешествуйте при любой возможности, ходите по музеям и выставкам, и каждый отпуск старайтесь проводить в новом месте. Как показывают последние исследования физиологов, это развивает пространственную память и даже способствует увеличению размеров гиппокампа.

7.Учите языки. Даже, если вы не собираетесь ехать в другую страну, используйте изучение иностранного языка как упражнение для развития мозга. Вы же не считаете время, посвященное спорту, потраченным впустую. Так же и с языками. Данные, полученные учеными, свидетельствуют: мозг при изучении языков растет, причем в самом буквальном смысле слова. Растут его отдельные области гиппокамп и некоторые участки коры больших полушарий. Но и это ещё не все: у билингвов и полиглотов мозг так хорошо «навостряется» на работу с новой информацией, что они становятся способными к большей многозадачности и умеют без труда параллельно решать в уме несколько разных проблем. Скажем больше: тем, кто нашел время выучить (пусть и на разговорном уровне) какой-либо язык, кроме родного, положена в среднем пятилетняя «отсрочка» от деменции, вызываемой синдромом Альцгеймера. Кстати, на сегодняшний день профилактический эффект, который оказывает изучение языков, гораздо сильнее любых лекарственных способов терапии этого недуга.

8.Обманывайте свой мозг. Наш мозг любит, когда мы способны перехитрить его. Делайте привычные дела неожиданным способом, Меняйте руки местами, старайтесь чистить зубы, писать, рисовать, печатать на клавиатуре держать ложку и левой рукой. Если вы левша – то наоборот. Высший пилотаж — компьютерная мышь. В то время, как вы делаете привычные вещи непривычным способом, происходит активация моторной коры — («переносится» с левого полушария мозга в правое), что благотворно влияет на ваши способности. Данная практика очень полезна для гармонизации работы полушарий мозга и выстраиваний новых связей между ними. Существуют даже такие приемы, как создание для себя искусственных физических неудобств, например — ходить по дому в тапочке на одной ноге и в туфле на каблуке — на другой, а через некоторое время менять их местами.

9.Приучайте себя к аэробым тренировкам. Если говорить о совсем уж тяжелых вещах, то существуют патологические процессы (многие из которых вызваны в том числе и гиподинамией), которые в прямом смысле слова убивают функционирующие клеточные структуры мозга. Разумеется, происходит это отнюдь не одним днём (если речь не идет о травме или инсульте). Зарождаясь в сравнительно молодом возрасте, заметными симптомы увядания мозговой деятельности становятся уже в возрасте достаточно зрелом. Что мы можем сделать сделать сегодня для будущего себя? Давать мозгу достаточно кислорода. Умеренная гимнастика, хотя бы 150 минут в неделю (или 75 минут высокой физической нагрузки), плюс ежедневное хождение пешком не менее 500 метров. Эта практика увеличивает объем коры головного мозга во фронтальной и париетальных областях, которые ответственны за память, внимание и переключение с одного задания на другое. Известно, что аэробные тренировки способны поправить дела с функционированием мозга даже у пожилых людей всего за год! Вот схема, которую составили американские ученые на основании анализа данных томографии испытуемых подростков и пожилых людей:

 

И согласитесь: куда легче приучить себя к физической активности, пока вы ещё в полном расцвете сил. И хотя мозг не любит привычек, а любит разнообразие, аэробных нагрузок это не касается. Ролики, велосипед, бег, прогулки бодрым шагом — вот те полезные привычки, которые стоит приобрести.

10.Занимайтесь чем-то «невозможным» для себя. Если верить достаточно популярной теории полушарий и тому, что одно из них отвечает за логику, другое — за творчество, то меняйте их иногда местами, заставляйте реализовываться одинаково. Конечно, ученые ещё в 2013 году опубликовали результаты исследований, говорящие о том, что все значительно тоньше и сложнее: левое с правым полушария больше зависят друг от друга, чем это было принято считать раньше, и почти во всех сложных процессах они работают вместе. И нет на самом деле людей с недоразвитым левым или переразвитым правым полушарием, если, конечно, речь идет о физиологической норме.  Но стереотип про «технарей» и «гуманитариев» по-прежнему очень силен, и это действительно часто срабатывает. Вы можете, считая себя стопроцентным логиком, «технарем», думать, что у вас никогда не получится, к примеру, танцевать, рисовать или фотографировать. А зря: возможно, это откроет перед вами новые профессиональные горизонты. Известный факт, что гениальные идеи и решения часто возникают у людей, которые не знают правил (и, следовательно, не следуют общепринятым табу) в незнакомой для них области знаний.  А ведь именно такие идеи часто открывают новые перспективы в технологиях.

11.Развивайте креативность. Это может пригодиться где угодно — от творческих решений в быту до карьеры и бизнеса. Стив Джобс говорил: «Креативность – это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили». Упражнения на развитие креативности выглядят странно, но, уверяем вас — мозг при их выполнении действительно напрягается на полную катушку. Вот одно из таких упражнений. Берем лист бумаги и рисуем крестики. Для начала достаточно 6 в высоту и 9 в длину. Также можно распечатать эту картинку:

Теперь настраиваемся на творческую волну, берем ручку и начинаем крестики превращать в картинки и небольшие зарисовки. Повторяться нельзя, и обязательным условием является использование именно этого элемента.

 

Задание может выглядеть и по-другому, например, вот так:

Или вот так:

Подобные бланки для развития креативности можно найти в интернете, в самых разных вариантах. Кроме того, делать это с кем-то наперегонки бывает очень весело. Вообще, мозг очень любит игры.

12.Ведите дневник. Во-первых, ведение дневника поможет привести в порядок дела, а во-вторых, лучше разобраться в себе. Причем, чем красноречивее будет описание всего пережитого за день — описывайте звуки, запахи, осязательные ощущения — тем больше будет пользы для мозга. Кроме того, это также помогает быстро развить творческие способности. Еще в 20-е годы прошлого века ученые, подробно изучив биографии более трехсот исторических гениев (таких, как сэр Исаак Ньютон, Томас Джефферсон, Иоганн Себастьян Бах), обнаружили поразительные совпадения привычках этих людей. Одним из признаков гения ученые назвали склонность красноречиво описывать свои чувства и мысли в дневнике, в стихах, в письмах к друзьям и родным. Позже ученые выяснили: это одна из самых полезных привычек для развития творческих и интеллектуальных способностей. Также известно, что почти все люди, добившиеся успеха в жизни, ведут дневник в той или иной форме. Большинство этих людей не были рождены гениальными. Но они имели привычку к действиям, способствующим развитию. Ученые говорят: все, что вам нужно, чтобы стать гениальным — это базовый пакет программ на вашем компьютере и библиотека.

13.Практикуйте перемены. Любая новая обстановка заставляет наш мозг адаптироваться   к ней и находить новые решения. Привычки утомляют мозг, а новизна стимулирует сенсорные входы (пути) мозга, тем самым делая жизнь более яркой и запоминающейся. Мозг любит частые перемены.  Почаще делайте перестановку дома, меняйте имидж, прическу и духи. Не бойтесь носить яркие экстравагантные вещи. Мозг любит новые ситуации, устройте ему это. Почаще делайте перестановку дома и на рабочем месте, хотя бы раз в месяц переставляйте вещи, меняйте местами кухонную утварь, пробуйте готовить по экзотическим рецептам.

14.Развивайте рабочую память. Нейрофизиологи и психологи кроме долговременной и кратковременной памяти выделяют ещё и так называемую рабочую, в которой хранится и обрабатывается информация о том, что мы делаем прямо сейчас. Вообще, рабочая память- это вид кратковременной памяти, но её можно сравнить с кэшем процессора, который ещё называют сверхоперативной памятью – в него тоже загружаются данные, которые требуются непосредственно для текущей задачи. Многие ученые считают рабочую память источником так называемого подвижного интеллекта, который отвечает за все мыслительные и исполнительные процессы нашего мозга. Рабочая память обеспечивает нашу эффективность в условиях, когда мы завалены потоком входящих задач: расчетов, общения с клиентами, ответов на письма, звонков, и мелких решений. За рабочую память отвечает дорсолатеральная префронтальная кора. Результаты новейших исследований свидетельствуют, что хорошие показатели рабочей памяти куда более полезны на пути по карьерной лестнице, чем сухой индекс IQ. Емкость рабочей памяти ограничена. Обычно там хранится единовременно только 7 ±2 элементов. Её содержимое постоянно обновляется, что позволяет соотносить в уме информацию, в то время, как наше внимание сосредоточено на других вещах, например, мы можем готовить обед, разговаривая по телефона. Есть мнение, что так называемый синдром дефицита внимания (СДВГ) у детей связан с нарушением работы именно этого вида памяти. Вот одно из упражнений по её развитию. Произносите название цвета, которым написаны эти слова:

Для развития рабочей памяти также очень полезно решать несложные математические задачки, складывать или перемножать числа в уме или запоминать последовательности слов и символов.

15. Делайте странные упражнения. Некоторые из них нам хорошо известны с детства, но если вы попробуете сделать это сейчас, то поймете, как это увлекательно.

Упражнение «Ухо-нос». Это очень забавно выглядит, но стоит того. Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой — за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». Вы поймете, что в детстве получалось лучше.

Упражнение «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите в каждую руку по карандашу. Попробуйте нарисовать вазу. Или вывести одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки или писать буквы. При выполнении этого упражнения вы ощутите расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.

Упражнение «Алфавит». Смотрите на двойные ряды букв, где под каждой буквой алфавита написаны буквы Л, П или В. Теперь самое интересное. Верхнюю букву вы проговариваете, а нижнюю обозначаете движением. Л — левая рука поднимается в левую сторону, П — правая рука поднимается в правую сторону, В — обе руки поднимаются вверх. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, затем от последней буквы к первой.

А Б В Г Д

Л П П В Л

 

Е Ж З И К

В Л П В Л

 

Л М Н О П

Л П Л Л П

 

Р С Т У Ф

В П Л П В

 

Х Ц Ч Ш Я

Л В В П Л

Держим пари — это будет невероятно весело. Кстати, мозг любит, когда мы делаем все с позитивным настроем.

16.Развивайте мелкую моторику. Учеными была убедительно доказана связь пальцевой моторики и речевой функции. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Вот, почему развитие речи неразрывно связано с развитием мелкой моторики у детей и подростков. Иными словами, для того, чтобы развить мозг, вовсе необязательно заниматься только чтением или заучиванием каких-либо вещей. Иногда, чтобы вырастить побольше нейронов, достаточно придумать себе хобби, связанное с моторикой: научитесь вязать, плести из бисера, вышивать или создавать оригами.

17.И, наконец, пальцовка. Некоторые упражнения для мозга и развития его определенных областей кажутся странными, но поверьте: ваш мозг будет благодарен такой зарядке. Пальцовка, или пальчиковая гимнастика — невероятно полезная практика. Она часто применяется в педагогике и реабилитации. Практикуется она и йогами, в сообществе которых подобные манипуляции носят название «мудры». В данном видео описываются четыре упражнения для развития мелкой моторики и повышения концентрации.

Просто пытайтесь это повторить. Если вы гитарист или играете на пианино- наверняка, вам это удастся с большей легкостью. Остальным — терпения и успехов

Развитие мозга: полезные советы и упражнения

Что делает человека человеком? Ответов на этот вопрос можно отыскать немало, но один из самых распространенных и верных заключается в том, что человек обладает высоким самосознанием, способен мыслить и имеет мозг, многократно превосходящий по своему развитию мозг любого другого известного науке живого существа. За тысячи лет эволюции разум и мозг человека претерпели огромное количество существенных изменений, а сам этот прогресс основывается на способности к развитию. Именно по этой причине люди перешли в своем мышлении на качественно новый уровень.

Но несложно догадаться, что и человечество в целом, и каждый из нас в отдельности еще не пришел к вершине своих возможностей. А это значит, что мозг до сих пор постоянно развивается. Но более интересно то, что на развитие своего главного органа мы в состоянии повлиять самостоятельно. Мало того – это еще и обязанность каждого, ведь в первую очередь от степени развития мозга зависят личные жизненные результаты, эффективность работы, успехи в обучении, овладении новыми навыками и общении с другими.

Беря во внимание все вышесказанное, сегодня мы хотим побеседовать на тему развития мозга. Далее вы узнаете интересную информацию о мозге человека, его функции и особенности развития, полезные советы, упражнения и способы тренировки. Из всего этого может сложиться эффективная система развития мышления, которая может применяться вами каждый день. И для начала мы скажем несколько слов о мозге человека в целом, чтобы лучше понять, как развить его максимально.

Коротко о мозге человека

Мозг человека – самый загадочный и таинственный орган, и многие проводят аналогию между ним и компьютером. На протяжении всей своей жизни человек что-то узнает и учится чему-то новому, а вся информация, обладающая для него той или иной полезностью, переходит в его память и хранится там, пока ему это нужно. Если же какие-то данные становятся неактуальными, мозг просто-напросто стирает их.

Функции мозга можно перечислять очень и очень долго, но главное – это то, что от него зависит мышление, память, воображение, речь, чувства, восприятие, самосознание. Естественно, этот список намного больше, и если вам хочется узнать о мозге человека и его развитии еще, вы можете найти и почитать специализированные книги (Роджер Сайп, Джон Медина, Дмитрий Чернышев и другие авторы).

Мозг представляют правое и левое полушария, связанные друг с другом мозолистым веществом, служащим для передачи информации между ними. Если повреждается одно полушарие, как правило, повреждается и второе. Но известны случаи, когда, например, при разрушении левого полушария его функции брало на себя правое, и наоборот, благодаря чему человек мог продолжать жить полноценной жизнью. Что же касается этих самых функций, они различны.

Левое полушарие отвечает за логическое мышление и работу с числами. Оно обрабатывает и анализирует информацию в конкретной, строгой последовательности. А правое полушарие ответственно за чувственное восприятие и творческое мышление – с его помощью воспринимается музыка, запахи, цвета, искусство и т.д. Это же полушарие помогает человеку ориентироваться в окружающем его пространстве. А благодаря его свойству синтезировать имеющуюся информацию, человек получает возможность креативно мыслить, находить нестандартные решения, решать головоломки, выполнять всевозможные упражнения и играть в игры на развитие мышления и воображения (кстати, говоря о развитии мышления, не будет лишним упомянуть про курс по когнитивистике, пройдя который вы сможете овладеть двенадцатью различными мыслительными техниками).

В принципе, рассмотренной информации более-менее достаточно для приблизительного понимания устройства работы мозга человека. И остается лишь заметить, что благодаря специальным упражнениям мозг можно развивать и делать более мощным. Однако очень важно обратить внимание на так называемые подготовительные мероприятия, ведь неважно, будет тренироваться мозг ребенка или мозг взрослого, он в любом случае должен быть подготовлен к этому.

Как подготовить мозг к тренировкам

Существует три основных правила, которые следует принять во внимание, чтобы сделать свой мозг более эластичным, податливым и готовым к восприятию и усвоению новой информации, а также последующему ее воспроизведению и грамотному применению.

К этим правилам относятся:

  • Устранение гиподинамии. Это означает, что вы должны обеспечивать себя необходимым количеством физической активности. Гиподинамия свойственна людям, ведущим пассивный образ жизни или просто мало двигающимся, например, тем, чья деятельность предполагает провождение большого количества времени в сидячем положении, к примеру, школьникам и студентам, любителям часами играть в компьютерные игры или обожателям телевизора. А негативные последствия гиподинамии выражаются в том, что она не дает расщепляться жировым кислотам, находящимся в организме, что приводит к возникновению холестериновых бляшек на сосудах, препятствующих нормальному кровообращению. Кровь же обеспечивает органы, в том числе и мозг человека, нужным им количеством кислорода, и, если этот процесс нарушен, функции мозга тоже нарушаются, вследствие чего ухудшается и эффективность его работы (в особенности гиподинамия отрицательно воздействует на мозг ребенка и пожилого человека).
  • Обеспечение организма фосфатами и углеводами. Здесь мы скажем лишь о том, что, во-первых, нужно включить в свой рацион продукты, богатые фосфором (тыква, зародыши пшеницы, мак, соевые бобы, кунжут, плавленый сыр, орехи, овес, фасоль и другие), а также продукты с высоким содержанием полезных углеводов (рис, кукурузные хлопья, отруби, макароны, кефир, молоко, креветки, рыба и другие). Кстати, здесь вы можете почитать о правильном питании. А во-вторых, вам следует минимизировать или полностью отказаться от употребления алкоголя, губительно воздействующего на нейроны головного мозга. Помимо зловредного спирта, в состав алкоголя входит углекислый газ, и вместе со спиртом он оказывает на клетки мозга очень мощное разрушающее влияние.
  • Употребление воды. Подробно о пользе воды мы уже писали, а сейчас только напомним, что чистая вода помогает организму очищаться от токсинов и шлаков, а также способствует развитию когнитивных способностей, поддерживая нейронную связь. Чтобы обеспечить себя оптимальным количеством воды, вы должны выпивать литр воды в сутки в расчете на 30 кг собственного веса. Если же вы подвержены чрезмерному воздействию стрессов, то количество употребляемой воды желательно увеличить еще больше.

Следуя этим трем правилам, вы создадите серьезный фундамент для тренировки мозга. И любая система развития должна основываться на них – мозг ребенка и мозг человека взрослого требует особого «ухода» и внимания к себе. А еще немало полезной информации на представленную тему содержат в себе тематические книги (Роджер Сайп, Марк Уильямс и Денни Пенман, Алекс Ликерман и другие авторы).

Развитие обоих полушарий мозга

Вспомним: левым полушарием обрабатывается речевая и численная информация, логика, выводы, анализ, линейность и т.п. Правое полушарие обеспечивает пространственную ориентацию, цветовое восприятие, восприятие форм, звуков, цветов, ритмов, сновидений и т.д. Вообще, конечно, данные воспринимаются обоими полушариями, но каждое из них преобладает именно в своей области (о функциональной асимметрии вы можете почитать в этой статье).

Отсюда вывод: развивая какое-то одно полушарие, можно, например, «поднатаскаться» в способности воспринимать образы и стать суперкреативным, но в то же время испытывать серьезные трудности с решением арифметических задач. Или, наоборот, можно стать профи в аналитике, но быть неспособным видеть красоту в картинах или не уметь составить банальный стишок из четырех строк.

Поэтому в учебных заведениях зачастую преподаются не только профилирующие дисциплины, но и те, что совершенно не связаны со специальностью. Вспомните тех же математиков, изучающих литературу, историю и другие гуманитарные предметы, или филологов, в расписании которых есть технические дисциплины. Это служит еще одним доказательством того, что развития требуют оба полушария. И для этого вы можете прибегнуть к выполнению следующих упражнений:

Упражнение 1

Для выполнения первого упражнения вам понадобится напарник. Пусть он чем-то завяжет вам глаза. Как только это будет сделано, прогуляйтесь немного по помещению или территории, где вы находитесь в данный момент. После этого дайте ответы на следующие вопросы:

  • Увеличилась ли активность ваших органов чувств, и если да, то как?
  • Что помогало вам преодолевать неуверенность из-за невозможности видеть?
  • Какие звуки вы успели запомнить?
  • Было ли что-то, что вас настораживало?
  • Было ли что-то, что вас успокаивало?

Основываясь на этих ответах, вы поймете, как реагирует организм на отключение одного из органов чувств. А само упражнение поможет вам активизировать дополнительные ресурсы обоих полушарий.

Упражнение 2

Посредством второго упражнения вы научитесь синхронизировать работу обоих полушарий своего мозга. Выполняется оно так:

  • Встаньте прямо и вытяните вперед или вверх обе руки;
  • Нарисуйте в воздухе левой рукой круг, а правой – квадрат;
  • Выполняйте упражнение, пока не добьетесь успеха, а затем поменяйте руки.

Также это упражнение можно усложнить, рисуя в воздухе руками более сложные фигуры. А на основе идеи этого же упражнения есть даже специальная система развития обоих полушарий. Смысл ее состоит в том, чтобы выполнять привычные вещи нестандартными способами. Можно, к примеру, мыть посуду, чистить зубы или кушать другой рукой, держать телефон у другого уха, носить сумку или рюкзак на другом плече (под словом «другой» понимается для правшей – левая сторона, а для левшей – правая).

Упражнение 3

Банальное и простое на первый взгляд упражнение, но в действительности оно отлично помогает синхронизировать работу правого и левого полушарий. Выполняется следующим образом:

  • Поглаживайте правой рукой живот по часовой стрелке;
  • Теперь левой рукой легонько постукивайте по голове вертикальными движениями;
  • Немного потренировавшись, выполняйте указанные движения одновременно.

Интересно, что очень часто руки как бы сами начинают путать движения: левая рука делает то, что должна правая, а правая – то, что должна левая. Упражнение очень интересно, а после того как первый вариант будет освоен, просто поменяйте руки.

Очень эффективно использовать три этих упражнения, когда требуется оказать воздействие на мозг ребенка. Но и для взрослых они будут крайне полезны – при кажущейся простоте, они прекрасно тренируют мозг, вследствие чего улучшается мышление, память, воображение и т.д. Но будет еще лучше, если вы совместите свои тренировки с развитием мышления, например, с прохождением курса по когнитивистике.

Упражнения двух последующих групп можно выполнять отдельно и совместно друг с другом, а также в комплексе с уже рассмотренными. Зависит этот ваших личных потребностей и предпочтений.

Развитие левого полушария мозга

Здесь мы также рассмотрим три упражнения:

Упражнение 1

Смысл очень прост – всего лишь нужно выполнять все действия и манипуляции с объектами окружающего мира при помощи правой руки. Несмотря на то, что для правшей это естественно, даже для них это будет крайне необычно, а левши получат превосходную практику.

Упражнение 2

Это упражнение не намного сложнее предыдущего – для развития левого полушария ежедневно уделяйте немного времени на логические игры и решение арифметических задач.

Упражнение 3

Опять же очень простое упражнение – каждый день по 30-40 минут разгадывайте кроссворды и сканворды. Их разгадывание считается по большей части аналитическим, нежели интуитивным процессом, а значит, и задействовано в нем левое полушарие.

Развитие правого полушария мозга

В этой группе представлено четыре упражнения:

Упражнение 1

Систематически прослушивайте любимую музыку, способствующую релаксации и фантазированию, т.к. именно за это отвечает правое полушарие мозга. Чем раскованнее вы будете себя чувствовать, тем лучше.

Упражнение 2

Для развития правого полушария выполняйте все действия и манипуляции с объектами окружающего мира левой рукой. Если в предыдущем блоке неудобства испытывали левши, то в этом случае постараться придется правшам. Кстати, будет классно, если и читать и писать вы будете учиться справа налево, для чего очень эффективно заниматься арабским письмом. Заодно вы будете изучать иностранный язык и тренировать память.

Упражнение 3

Т.к. правому полушарию в больше степени свойственно синтезировать, а не анализировать данные, уделяйте время рисованию, ведь именно во время рисования развивается абстрактное мышление. Выделяйте ежедневно по 30 минут для этого. Кроме того, рисование можно заменить или совместить с дизайном интерьера или одежды. Дополнительным плюсом это упражнения можно назвать развитие интуиции.

Упражнение 4

Развивайте в себе эмпатию. Это означает, что нужно развивать в себе способность к сопереживанию и восприятию мира глазами других людей. Учитывая это, правое полушарие развивается просто прекрасно, а подробно о развитии эмпатии вы можете узнать, перейдя по этой ссылке.

Все упражнения, о которых мы поговорили, при регулярном выполнении сделают ваш ум более острым и гибким, а мозг – натренированным и способным на серьезные достижения. Самое главное – это не забывать уделять внимание обоим полушариям.

И напоследок еще несколько хороших советов для развития мозга:

  • Занимайтесь спортом (делайте зарядку, ходите в бассейн, совершайте пробежки и т.д.);
  • Общайтесь с окружающими людьми на интересные темы;
  • Обеспечивайте себя полноценным сном и хорошими условиями для отдыха;
  • Правильно питайтесь и ешьте больше витаминных продуктов;
  • Развивайте стрессоустойчивость и позитивное мышление;
  • Играйте в развивающие игры и шахматы;
  • Читайте познавательную литературу и развивающие книги (Роджер Сайп, Кэрол Дуэк, Артур Думчев и т.д.);
  • Занимайтесь самообразованием и проходите курсы по развитию мышления (курс по когнитивистике вот здесь).

Такая система развития позволит вам всегда личностно расти, тренировать интеллект и иметь активный, здоровый и сильный мозг. Желаем вам успехов и возможности использовать свой потенциал по максимуму!

Поиск по сайту


Реклама



Сайт о здоровье

 www.wekzdorov.ru 

 

 Фруктовые букеты в Новотроицке. www.frubuk.ru 


 

Домашний текстиль в Новотроицке.

Бортики в кроватку. Коконы на выписку.

Подушки для беременных в Новотроицке.

  www.vk.com/tekstil56rus