Еда, память, мозг и митохондрии: остановить нельзя, замедлить старение мозга можно даже одним способом
Митохондрии производят энергию, а мозг потребляет. Причем мозгу нужно в 10 раз больше и кислорода, и глюкозы, чем остальным органам, поэтому так важна для сохранения острого ума и памяти нормальная работа митохондрий. Ученые считают, что нарушения митохондрий приводит к гибели нейронов, а мы знаем, что дегенеративные старческие заболевания возникают там, где гибнут нейроны и рушатся их связи.
Вся информация носит ознакомительный характер, консультируйтесь с врачом о профилактике, лечении и смене рациона.
Вряд ли в ближайшем будущем ученые смогут исследовать мозг человека вживую и назначить лечение по результатам, поэтому снова обратимся к опытам на мышах. Исследователи создали мышей с разными дефектами митохондрий, и у них стали развиваться различные дегенеративные старческие заболевания.
Хочу обратить ваше внимание, что дефекты митохондрий создавались подобные дефектам, что происходят у человека в обычной жизни.
Как избавиться от "клеточного" мусора
В прошлом материале писала, что мы едим, чтобы кормить митохондрии и перекармливать их не надо. Все лабораторные исследования подтверждают, что ограничение калорий — единственная диета, которая безоговорочно продлевает жизнь всем организмам, и неважно кто подвергся испытаниям: дрожжи, насекомые, мыши или приматы. Воспаления снижаются у всех живых, но не только.
На фоне снижения калорийности организм естественно начинает избавляться от «клеточного мусора», «мертвые» митохондрии удаляются — это называется митофагией.
Для формирования новых нейронов и их связей нужны определенные условия — нейротрофический фактор мозга (BDNF), а этот показатель растет при дефиците калорий. При болезнях Хантингтона, Альцгеймера, Паркинсона нейроны гибнут быстрее, чем у здоровых.
Но вот когда в лабораторных условиях подопытным с этими заболеваниями снижали калорийность еды, то нейроны страдали меньше, мозговые функции улучшались. А также меньше болели раком, диабетом, сердечными заболеваниями те, кто ел меньше. В чем причина?
Молекулярных преимуществ ограничения калорий много. К примеру, восстанавливается один из важных клеточных антиоксидантов — глутатион. Также повышается уровень вещества, что помогает питательным элементам перейти в энергию — NAD. Есть еще очень интересные белки — сиртуины. Эти белки работают в 2-х важных направлениях:
- «ремонтируют» ДНК, даже те, что повреждены активными формами кислорода;
- выключают на период голода некоторые гены, позволяя им отдохнуть и набраться сил.
Только не принимайте информацию как руководство к действию и не идите на крайние меры. Я хорошо отношусь к краткосрочному голоданию, но без совета врача можете навредить, к примеру, обострить дремавшие хронические заболевания. Про резкое снижение калорий еще добавлю в конце.
Итак, многие ученые считают, что разумное снижение калорийности уже достаточно, чтоб в организме пошли обновления. Американские медики провели исследования, приняли участие женщины с лишним весом.
Пациентам снизили калорийность еды всего на 25%.
Исследования проходили 6 месяцев, и за этот срок, не голодая, организм смог сократить вместе с калорийностью и повреждение митохондриальной ДНК.
Причем количество самих митохондрий стало больше, и они стали много лучше работать. Похожие эффекты ученые наблюдают и у мышей при интервальном голодании.
Почему ограничение еды помогает митохондриям? Организму кажется, что клетка в трудном положении: не хватает питания, нужно помочь. Тогда наша умная система усиленно работает на производство энергии, при этом активируются все вещества антиоксидантной защиты, восстановления.
И благодаря этому растет и количество, и качество митохондрий.
Но будет мало, если вы просто снизите калорийность еды, митохондриям для новых нейронов нужна особая диета и физическая активность, мы на этом еще остановимся подробнее в других материалах, а пока узнайте, как кормить митохондрии. Даже если вы будете заниматься физкультурой недолго, это принесет пользу, хотите знать насколько — обязательно прочтите!
Да, слишком снижать калории тоже не стоит, можете замедлить метаболизм. Снижайте за счет мучного, белого, сладкого!
Один практикующий врач написал в комментариях к моей статье, что люди не хотят быть здоровыми, а хотят лекарств. Зачем сокращать количество еды, отказывать в сладком, вставать на беговую дорожку, лыжи или прыгать в бассейн. На диване перед ТВ съесть таблетку и вмиг выздороветь.
Мы продолжим разговор на важные темы, поэтому Подписывайтесь на мой канал и, пожалуйста, будьте здоровы!
11 эффективных упражнений для улучшения мозгового кровообращения
Упражнения с наклонами и поворотами головы повышают эластичность кровеносных сосудов, питающих мозг, вызывают их расширение. Все это вместе с ритмичным дыханием через нос увеличивает приток кислорода к клеткам мозга, улучшает умственную работоспособность.
Этот комплекс упражнений надо делать утром и вечером.
1. Голова на плече
Опустите голову как можно ниже на левое плечо, расслабьте шею, затем поднимите голову и положите ее точно так же на правое плечо. Повторите 12 раз.
2. Голова вверх-вниз
Опустите подбородок как можно ниже на грудь, расслабьте шею, затем поднимите голову и плавно откиньте ее как можно дальше назад. Повторите 12 раз.
3. Голова влево-вправо
Поверните голову как можно дальше влево (тело должно оставаться прямым), вернитесь в исходное положение. Поверните голову как можно дальше вправо. Повторите 10 раз.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
4. Плечи вверх-вниз
Встаньте свободно, руки опущены. Поднимите плечи как можно выше. Потом резко отпустите их, чтобы они свободно упали вниз. И потом наклонитесь немного вперед, потянувшись вперед плечами. Сделайте 8-10 раз.
5. Плечи вперед-назад
Встаньте свободно, руки опущены. Поднимите плечи как можно выше. Плавно выгнитесь назад насколько это возможно. При этом вы должны максимально дугообразно выгнуться (как будто на шар ложитесь или делаете мостик). Потом возвращайтесь таким же движением в изначальную стойку. И делайте точно так же, но только вперед (спина горбом). Повторите эти три движения 8 раз.
6. Вращение плечами
Встаньте свободно, руки опущены. Поднимите плечи как можно выше. Держа их в этом состоянии отведите назад насколько возможно, опустите и возвращайтесь в исходное положение, делая таким образом круговые движения плечами достаточно быстро. Сделайте так 25. А потом еще столько же в другую сторону.
7. Повороты
Встаньте свободно, руки опущены. Повернитесь влево - вправо примерно на 90 градусов, при этом руки расслаблены и свободно двигаются. Повороты делаются спокойно, не спеша. Делайте 10-15 раз.
8. Повороты назад
Делаете также как и в 7-ом, только смотрите по направлению плеча, которое поворачивается назад, т.е. поворачивайтесь уже не на 90 градусов, а на 180. 10-15 раз.
9. Скрутка назад (руки в замке)
Встаньте свободно, руки опущены. Сожмите две ладони в замке и прижмите к груди. Повернитесь, насколько можете, влево, так чтобы вам было видно все сзади, потом возвращайтесь в исходную позицию и делаете так же вправо. Ноги, при этом, не двигаются. И так 10-15 раз.
10. Наклоны вбок
Встаньте прямо, руки прижаты к бедрам. И делайте наклоны корпуса влево и вправо, как можно ниже. 10-15 раз
11. Вращение тазом
Встаньте свободно, руки опущены. Начинайте описывать круги тазом. Сначала целый маленький круг, потом побольше, и пятый круг должен быть самый большой. Сделайте паузу 3-5 секунд (поморгайте). И сделайте опять 5 кругов в обратную сторону, начиная с самого большого, кончая самым маленьким. Между упражнениями обязательно поморгайте и легкой тряской расслабляйте плечи. опубликовано econet.ru
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Что делать, если после COVID-19 сложно работать

Исследователи из Великобритании проанализировали 236 тысяч случаев ковида и выяснили:
Каждый третий из тех, кто переболел COVID-19 в лёгкой форме, сталкивается с психическими или неврологическими нарушениями в течение полугода после выздоровления.
Среди тех, кто был госпитализирован, нервная система страдает почти у каждого второго.
Как именно COVID-19 влияет на нервную систему
Психические и неврологические последствия ковида, как правило, комплексные. Вот как они могут выглядеть на конкретном примере.
Муж заболел COVID-19 в марте. В апреле был госпитализирован. С июня он вообще не может водить машину, поскольку часто теряет чувствительность в ногах. Из-за этого ему приходилось работать из дома, пока в октябре у него не начался мозговой туман. Муж всегда был трудоголиком, и все понимали, что возникла проблема, с которой мы никогда ранее не сталкивались. Однако теперь компания отправляет его в неоплачиваемый отпуск.
Ниже — наиболее распространённые и значимые симптомы поражения нервной системы коронавирусом.
Повышенная тревожность
Она встречается у 17% выздоровевших после COVID-19. То есть почти у каждого пятого.
Даже победив болезнь, человек опасается, что она вернётся. Случайная одышка, дискомфорт в грудной клетке, боль в руках или ногах — всё это воспринимается как симптомы. Переболевшему постоянно кажется, что его здоровье и жизнь висят на волоске.
Сильнейшая усталость
Даже простые действия становятся изнурительными. Из-за постоянной усталости люди не могут вернуться к работе несколько месяцев.
Снижение уровня интеллекта
Причём значительное. Об этом говорят результаты опубликованного в июле исследования, в рамках которого учёные проверяли когнитивные функции свыше 80 тысяч переболевших.
Особенно страдают те, кто был госпитализирован и пережил искусственную вентиляцию лёгких. Их IQ снижается в среднем на 7 пунктов. Это даже больше, чем у людей, перенёсших инсульт и заявивших о потере способности к обучению.
Но уровень интеллекта падает даже у тех, кто переболел ковидом легко или вовсе без симптомов.
Затянувшаяся бессонница
Нарушениями сна, по данным опубликованного в The Lancet исследования, страдают 5% тех, кто перенёс COVID-19.
Но эта цифра может быть гораздо выше: так, китайские учёные заявляли о том, что бессонница присутствует у 26% переболевших, то есть у каждого четвёртого.
Расстройства настроения
У каждого седьмого переболевшего в течение полугода после выздоровления случаются периоды тоски и апатии.
Тревожность, когнитивные сложности, накопившаяся усталость иногда приводят к тому, что человек впадает в депрессию и перестаёт понимать, зачем ему жить дальше. Это повышает риск суицида.
Психоз
У некоторых людей, перенёсших COVID-19, развивается настоящее психическое расстройство. Такие случаи называют ковидным психозом.
Он проявляется в виде галлюцинаций, мании преследования, тяжёлой депрессии и других психотических проблем. Зафиксированы и случаи развития деменции.
Когда проявляются нарушения в работе нервной системы
Это индивидуально. Многим людям везёт: они переживают лишь недолгий период слабости во время болезни, а затем снова чувствуют себя здоровыми.
Но у некоторых симптомы затягиваются на недели и даже месяцы. Так, крупное исследование долгосрочных последствий COVID-19 показывает, что люди с хроническим COVID-19 (так называемым постковидным синдромом) зачастую не могут вернуться к работе в полную силу даже через шесть месяцев после начала заболевания.
Бывает и иначе. Человек выздоравливает после COVID-19, снова начинает работать и вести обычную жизнь, но через время его всё же догоняют последствия коронавирусной инфекции.
Откуда берутся нарушения психики
Есть единственный и в целом уже общепринятый ответ: вирус нейротропен. Он поражает в том числе клетки нервной системы — и периферической (отсюда, например, случаи потери чувствительности в конечностях), и центральной.
Учёные пока не разобрались точно, какие механизмы приводят к развитию неврологических нарушений после заражения коронавирусом. Но признают, что эта тема требует срочного исследования.
Восстанавливается ли нервная система после ковида
В целом да. Многие люди, столкнувшиеся с неврологическими и психическими нарушениями после перенесённого COVID-19, возвращают себе силы и способность работать и учиться.
Впрочем, что касается восстановления интеллекта, учёные не представляют, как быстро когнитивные способности могут вернуться к норме. Авторы работы о постковидном снижении IQ разводят руками и настаивают на необходимости дополнительных исследований.
Есть и ещё один озадачивающий нюанс. Связь между COVID-19 и психическими нарушениями — двусторонняя. Вот один простой пример.
Люди с шизофренией заражаются COVID-19 почти в 10 раз чаще, чем те, у кого нет психических заболеваний.
То есть проблемы с психикой приводят к повышенному риску заразиться коронавирусом. А тот, в свою очередь, усугубляет проблемы с психикой. Похоже на замкнутый круг.
Чем всё это обернётся в ближайшей перспективе, учёные пока не знают. Но уже уверены, что массовые проблемы с психическим здоровьем будут длиться даже после того, как завершится пандемия.
Что с этим делать
Лечить постковидную тревожность, депрессию и снижение интеллекта наука пока не умеет. Учёные ещё не разобрались, какие именно механизмы приводят к развитию таких нарушений. Так что сегодня медики предлагают лишь симптоматическое лечение. Болит — прописывают обезболивающие. Нет сил справиться с тревогой — рекомендуют психотерапию.
Потому тем, кто столкнулся с последствиями COVID-19, можно дать лишь несколько советов.
Осознайте: то, что с вами происходит, — ожидаемо
Если всё падает из рук, на работу не хватает сил, одолела апатия — проблема не в вас. Так выглядят остаточные проявления болезни.
К сожалению, застраховаться от них нельзя. Можно лишь знать о таком вероятном эффекте и постараться его пережить. С помощью близких и, по возможности, психотерапевта.
Дайте себе время, чтобы восстановиться
Восстановление нужно после любой вирусной инфекции — даже обычной простуды. После COVID-19 вернуться к привычному ритму жизни может быть сложнее. Не вините в этом себя.
Постарайтесь договориться с работодателем о комфортном для вас графике. Спите не менее 8 часов в сутки, полноценно питайтесь, больше гуляйте и дышите свежим воздухом. Постепенно вам станет легче.
Сходите к терапевту
Если вы понимаете, что не можете справиться с тревожностью, апатией, депрессией, когнитивными сложностями самостоятельно, обязательно обратитесь к врачу. Терапевт посоветует, как облегчить состояние, пропишет необходимые лекарства. Или направит вас к профильному специалисту — например, неврологу или психотерапевту.
Сделайте всё, чтобы не заболеть COVID-19 снова
Повторная инфекция может нанести ещё более разрушительный удар по нервной системе. Постарайтесь защитить себя: избегайте людных плохо проветриваемых помещений, чаще мойте руки, держите дистанцию при личном общении с другими людьми.
И вакцинируйтесь. На сегодня это самый эффективный способ защиты от COVID-19 и его последствий.
Дыхание "4-4-4-4" и еще 2 совета нейрохирурга, как "прокачать" мозг, чтобы он работал, как у 25-летнего до глубокой старости
В такие моменты ничего более умного, как посетовать на старость, которая не в радость, в голову не приходит. Но старость здесь вовсе не причем. Виновата только наша лень и нежелание нагружать мозг. И это - научно доказанный факт.
Недавно прочитала изумительную книгу "Нейрофитнес, или Мозг для продуктивной жизни" американского нейрохирурга Рахула Джандиала - одного из самых авторитетных специалистов мира не только в хирургии, но и в области восстановления мозговой активности после тяжелейших травм, перенесенных инсультов или на фоне болезни Альцгеймера.
Через все повествование, красной нитью проходит главная мысль: работу мозга можно не только восстановить, но и поднять до вершины активности после любого заболевания, не говоря уже о возрастных изменениях, которыми мы так любим оправдывать собственную забывчивость.
В книге описано множество случаев восстановления работы головного мозга по разработанной нейрохирургом системе. И сегодня, я хочу вам рассказать об удивительно простых, но от этого не менее эффективных рекомендациях.
1. "Дыхание 4-4-4-4".
Такое дыхание еще называют внимательным или "ритмичным". Неверно думать, что его изобрел Рахул Джандиал. Эта практика уже более 2500 лет применяется йогами и буддистскими монахами. Рахул участвовал во многих исследованиях, результатом которых стало научно обоснованное подтверждение взаимосвязи между ритмичным дыханием и омоложением головного мозга.
✔ На фоне ритмичного дыхания усиливается работа миндалевидного тела, которое отвечает за реакцию организма на самые сильные эмоции, и тем самым человек эффективнее справляется со стрессом. А что если не стресс - одна из главных причин быстрого старения организма.
✔ Ритмичное дыхание стимулирует рост нервных волокон в коре головного мозга, которая не только регулирует частоту сердечных сокращений и артериальное давление, отвечает за концентрацию внимания, но и помогает сохранять рассудок холодным, оберегая его от эмоциональных всплесков. А значит, мыслительный процесс идет быстрее, а на поиск правильных решений уходит меньше времени.
✔Благодаря ритмичному дыханию активизируется работа нейронов головного мозга и увеличивается количество связей между ними, следовательно улучшаются и все когнитивные функции организма: речь, концентрация внимания, умение воспринимать предметы на ощупь и совершать целенаправленные движения. То есть все то, что страдает первым при старческой деменции.
✔ Регулярное ритмичное дыхание усиливает связи между различными отделами головного мозга, повышая умственную активность и, одновременно, успокаивая нервную систему. И это самое удивительное.
Оказалось, что на фоне ритмичного дыхания обостряется наше, так называемое, "шестое чувство". Это не то, что принято считать интуицией. Речь о способности головного мозга улавливать сигналы от всех органов и систем и мгновенно реагировать на малейшие изменения в их работе, снижая уровень тревожности и купируя панические атаки.
Читая о том, каким невероятным омолаживающим эффектом обладает ритмичное дыхание, невольно начинаешь думать, что эта система требует определенных навыков и овладеть ею с первого раза будет не так просто.
Я поначалу тоже так думала
9 хитрых способов быстро запоминать все, что угодно

Необходимо в короткие сроки запомнить большой объем информации? Готовитесь к экзамену? Хотите улучшить память, повысить уровень IQ и снизить риск развития старческой деменции? Тренируйте мозг, не давайте ему скучать и лениться, нагружайте полезной информацией, причем, чем больше ее будет, тем лучше!
Мы же расскажем о методиках и небольших хитростях, которые помогут надолго запоминать максимум информации за минимум времени.
1. Вникание в суть
Немецкий психолог Герман Эббингауз составил "кривую забывания", демонстрирующую, как долго в памяти человека может храниться новая информация.
Так, механическое заучивание (или зазубривание) материала без вникания в его смысл приводит к тому, что через час Вы будете помнить около 60% новой информации, спустя 10 часов – 35%, а через 6 дней из глубин Вашей памяти Вы извлечете не более 20% выученного материала.
А вот осмысленная информация откладывается в так называемой долговременной памяти, а, следовательно, и помнится намного дольше, особенно если периодически ее повторять. Кроме того, вникнув в суть изучаемого материала, Вы запомните его в 9 раз быстрее.
2. Интервальные повторения
Повторение – мать учения. И, действительно, чем чаще мы повторяем выученный материал, тем меньше скорость его забывания.
Метод интервальных повторений поможет запомнить информацию любых объемов.
Если Вам необходимо быстро выучить стих или подготовиться в авральном режиме к экзамену, используйте следующий алгоритм повторений:
- первое – спустя 20 минут после заучивания;
- второе – спустя 6 – 8 часов;
- третье – через сутки.
Для лучшего усвоения материал рекомендуется не просто перечитывать, а активно извлекать из памяти, то есть вспоминать, подглядывая в источник.
Если запомнить предстоит большой объем информации, которая пригодится Вам не только на ближайший день или неделю, следуйте такому интервалу повторений:
- первое – непосредственно в день заучивания (повторите весь материал);
- второе – через 3 дня (повторите только ключевые моменты, которые выделены самим автором или Вами);
- третье – через 6 дней (повторите всю информацию, но постарайтесь сделать это в другом порядке).
В идеале рекомендуется повторять изучаемый материал ежедневно, но уделять этому не больше 15 – 20 минут, чтобы не перегружать мозг.
Еще один совет: попробуйте объяснить непонятные или трудно запоминающиеся моменты кому-либо. Если желающих выслушивать лекцию относительно теории вероятности или значения Ренессанса в живописи не найдется, просто проговорите ту часть информации, которая вызывает наибольшие сложности воображаемому собеседнику. В процессе такого изложения мозг автоматически будет подбирать максимально упрощенные формулировки.
Читайте также : Тест: Какой у вас тип памяти?
3. Эффект края
Данное явление, открытие которого также принадлежит Г. Эббингаузу, заключается в том, что мы быстрее запоминаем и наиболее точно воспроизводим информацию, расположенную в начале и в конце текста.
Не верите? Проведем небольшой тест на внимательность и запоминание. Мы озвучим ряд слов, которые Вам необходимо повторить.
Готовы?
Шоколад, листопад, поезд, газета, радиоволны, кровать, вышка, радость, сон, стройка, ручка, шахматы.
Какие слова из списка Вы вспомнили первыми? Шоколад и шахматы?
А как насчет слов из середины списка? Сколько из них Вы смогли воспроизвести – три, пять? Что ж, Вам есть к чему стремиться.
Но как эффект края поможет запомнить информацию? Легко!
Прочтите текст, который Вам необходимо выучить. Выделите наиболее сложные части и начинайте заучивать их первыми либо последними.
Конечно, нельзя утверждать, что эффект края срабатывает всегда на 100%, но в большинстве случаев он действительно работает.
4. Метод Фейнмана
Ричард Фейнман – физик-теоретик и лауреат Нобелевской премии – сформулировал алгоритм обучения, позволяющий быстрее и глубже изучать любую тему.
Этот простой метод основан на объяснении нового и сложного материала понятным и простым языком, облегчающим запоминание.
Суть методики можно свести к трем простым пунктам:
- Тезисно выписываем все, что знаем по теме, которую необходимо выучить.
- Выделяем "пробелы" в знаниях и восполняем их, причем новую информацию следует записывать максимально простым языком, не содержащим сложных терминов и длинных предложений.
- Объединяем всю имеющуюся информацию в одну простую и интересную историю, изложить которую на листке бумаги необходимо так, чтобы ее понял восьмилетний ребенок. А затем пересказываем ее.
Можете записать свой рассказ на диктофон или любой другой гаджет, что поможет обнаружить во время пересказа "белые пятна", которые необходимо снова проработать.
Вы можете возразить, что этот метод давно используется и без Фейнмана, и будете абсолютно правы. Все новое – давно забытое старое. Фейнман систематизировал, структурировал и дополнил этот простой, но эффективный метод запоминания.
Прибегнув к методу Фейнмана, из самого скучного и неинтересного материала можно сделать интересную и увлекательную историю, которую поймет и запомнит как взрослый, так и ребенок.
Читайте также : ТЕСТ на память, который НЕ могут пройти 98% мужчин
5. Метод массированного запоминания
Этот метод знаком нам со школьной скамьи. Он максимально прост, понятен и приносит свои плоды.
Конспектируйте материал, который необходимо выучить. Выписывайте основные тезисы от руки, перефразируйте их более понятным языком, выделяйте важную информацию с помощью контрастного цвета, используйте списки и нумерацию. Это поможет не только вникнуть в материал и надолго его запомнить, но и при необходимости быстро освежить в памяти основные моменты.
Но это не все, ведь мы говорим о массированном запоминании, а, следовательно, задействуем все органы чувств. Поэтому не только переписываем и просматриваем материал, но еще проговариваем и прослушиваем его.
6. Интерференция
Схожие воспоминания смешиваются – в этом и состоит суть интерференции. Новая информация, накладываясь на похожую старую, усложняет процесс запоминания.
Приведем простой пример: для разблокировки своего гаджета Вы годами используете один и тот же пин-код (рисунок, графический символ). Со временем он Вам порядком надоедает, и Вы решаете его сменить. В первое время при каждом введении нового кода или графического символа автоматически память будет выдавать старый вариант кода, поэтому от Вас потребуется определенное усилие, чтобы вспомнить новую комбинацию. Пройдет несколько дней или недель, и Вы автоматически будете вспоминать уже новый код, тогда как старый постепенно забудете.
Для уменьшения негативного влияния интерференции рекомендуется схожую информацию изучать в разные временные промежутки. Если такой возможности у Вас нет, разбейте материал на блоки и организуйте процесс запоминания таким образом, чтобы изучаемые друг за другом части текста были максимально непохожи.
И еще один совет: если Вам необходимо осилить большой объем информации, не просто разбейте ее на блоки, а еще изучайте в разных помещениях (при желании, можете делать это на улице или в транспорте). Смена обстановки при запоминании отдельных блоков поможет избежать перемешивания информации.
Читайте также : 20 эффективных способов улучшить свою память
7. Дворец памяти (чертоги разума)
Мнемотехника с таким поэтичным названием основана на построении ассоциативного ряда. Она позволяет не только разложить информацию по ячейкам памяти небольшими порциями, но и связать между собой логическими ассоциативными нитями.
Скажем сразу – это достаточно непростая техника для новичка, но освоив ее, Вы сможете не только быстро запоминать информацию, но и использовать лишь ту ее часть, которая необходима здесь и сейчас, тем самым не перегружая мозг.
Как создать стойкие ассоциативные связи между знакомой информацией и новой:
- Выберите место "строительства" замка. На первых порах лучше, чтобы в качестве знакомой информации выступала Ваша квартира, где Вам все знакомо до мелочей. Со временем, когда Вы освоите технику, может "строить" в своем воображении настоящие дворцы.
- Прикрепите новые образы к предметам интерьера, которые принято называть "опорными пунктами". Важно, чтобы опорные пункты выделялись последовательно: по часовой стрелке либо против нее. Это поможет выстроить логически понятные связи и не запутаться в локациях. Кроме того, чем эмоциональнее и неординарнее будут ассоциации, тем быстрее они запомнятся.
- Включаем воображение и придумываем небольшой рассказ с учетом опорных пунктов и ассоциаций.
Рассмотрим, как работает метод, на примере.
Составляем список покупок, в который входят 10 продуктов (не будем оригинальными и возьмем базовый набор):
- бублик;
- сахар;
- молоко;
- бананы;
- картофель;
- куриное филе;
- яйца;
- зеленый лук;
- печенье;
- кофе.
Представим наш "дворец памяти", вернее, кухню, раз уж мы собрались в продуктовый магазин. Выделим опорные пункты, расположенные по часовой стрелке в такой последовательности:
- дверь;
- обеденный стол;
- ваза с фруктами на обеденном столе;
- стул;
- подоконник;
- холодильник;
- столешница;
- хлебница;
- раковина для мытья посуды;
- плита.
Приступаем к созданию ассоциативных связей:
- Мы хотим открыть дверь, чтобы войти на кухню, но на дверной ручке висит три бублика (количество можете менять на необходимое).
- Подходим к обеденному столу, который весь усыпан сахаром.
- Из вазы с фруктами течет молоко.
- На стуле лежит кожура от банана.
- На подоконнике растет картофель, как на грядках.
- Открываем холодильник, а там нас ждет сюрприз в виде живой курицы.
- На столешнице видим разбитые яйца.
- Из хлебницы торчат перья зеленого лука.
- В раковине вместо посуды лежат килограммы печенья.
- А на плите, несмотря на весь этот хаос, варится чашечка ароматного черного кофе.
Может показаться, что все это глупо, нелепо и требует массы времени и сил (легче ведь написать список продуктов на листке бумаги), но на самом деле после нескольких тренировок Вы сможете запоминать списки из 50 пунктов. Главное – не менять обстановку в Вашей локации и последовательность ее прохождения.
Проверьте на себе эффективность техники и поделитесь своим результатом в комментариях.
8. Использование мнемотехник
Вообще ассоциативные связи, являющиеся основой мнемотехник, это мощное подспорье при запоминании информации:
- Применяйте мнемонические фразы: все мы с детства помним цвета радуги и их расположение благодаря выражению "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан".
- Рифмуйте информацию, которую Вам тяжело запомнить.
- Помогает овладеть новым материалом его напевание (вспомните, как в детстве мы учили нараспев стихи). Аудиальные ассоциации многим из нас помогли выучить английский алфавит со знаменитой песенкой "ABC song". И вообще: если Вы легче запоминаете информацию на слух, просто записывайте ее на диктофон или любой другой гаджет. К тому же это очень удобно, ведь повторить материал Вы можете всегда и везде – в транспорте или на пробежке.
- Визуализируйте: чертите схемы, диаграммы, графики, создавайте целые картины, пусть даже понятны они будут только Вам, причем не только на бумаге, но и в своем воображении.
Читайте также : Сколько мегабайт вмещает человеческий мозг?
9. Структурирование информации
Всем известная техника, заключающаяся в том, что информация делится на части для более глубокого изучения и максимально продуктивного запоминания. При этом важно грамотно структурировать материал, сгруппировав блоки по темам и подтемам.
Приведем небольшую аналогию. Если нам необходимо перенести груз весом в 100 кг, у нас есть два варианта:
- сэкономить время и перенести в один заход все 100 кг, но при этом надорвать спину, уронить что-либо и повредить ценный груз;
- разбить 100 кг на равные части и сделать 5 – 10 заходов, потратить на это чуть больше времени, но остаться здоровым и обеспечить целостность и сохранность того, что мы переносим.
Так же и с информацией: лучше разбить ее на части, чем попытаться зазубрить все и сразу, но при этом ничего не понять и не запомнить важных деталей.
Именно так мы учили стихи: сначала одно четверостишье, затем другое, а после объединяли обе части в одно целое.
И еще несколько простых советов, которые помогут быстро запомнить новую информацию:
- Делайте перерыв каждые 20 минут, ведь мозгу тоже необходим отдых. Ударные темпы освоения материала в итоге приведут к тому, что Вы забудете даже то, что знали до этого.
- Не отвлекайтесь на посторонние дела. Выделите 2 часа свободного времени исключительно на изучение информации, а вот в перерыве можете выпить чаю или послушать спокойную расслабляющую музыку.
- Помните о том, что мозг наиболее активно работает в период с 8 до 10 утра и с 8 до 11 вечера. К тому же во время сна активно осуществляется синтез информации. Вот почему повторяемый перед сном материал запоминается лучше, а вовсе не потому, что мы кладем книгу под подушку.
- Ходите: это усилит кровообращение и обогатит мозг кислородом, что положительно скажется на процессе запоминания.
- Не тратьте силы на обучение, если плохо себя чувствуете, или у Вас болит голова. Вы все равно ничего не запомните, сколько бы ни учили.
- Если Вы устали, поспите. Даже получасовой сон повышает эффективность запоминания материала в 2 – 3 раза.
- Не откладывайте на завтра то, что можете сделать сегодня. Грамотно распределите время, чтобы ежедневно осваивать равное количество информации, а не в ночь перед экзаменом стараться прыгнуть выше головы.
Глаза боятся, а руки делают.
Тест Икеды: 12 упражнений, которые стимулируют и укрепят ваш мозг
13 способов прокачать мозг, которыми пользуются ученые и сотрудники спецслужб
AdMe.ru расскажет о популярных заблуждениях, связанных с нашим мозгом, и предложит несколько простых способов сделать его работу более эффективной.
Миф: Мозг никогда не устает

Миф: Рисуя, математиком не станешь

- Что делать: рисовать или раскрашивать в течение 10–20 минут. Лучше работать неактивной рукой. Например, если вы правша, используйте левую руку. Превратите это в ежедневное занятие: эффект станет заметен в течение первого месяца.

- Что делать: качаться на качелях по 15–20 минут 2–3 раза в неделю и не упускать возможности прокатиться на карусели. Это избавит вас от морской болезни и неприятных ощущений, возникающих при чрезмерном употреблении алкоголя.
Миф: Экстрасенсорных способностей не существует

- Что делать: несколько раз в неделю выполняйте повседневные дела с берушами, ходите задом наперед или попробуйте игру «Что в коробке?», когда с завязанными глазами нужно определить на ощупь, что за предметы находятся в емкостях.
Миф: Лучший спорт для мозга — шахматы

Главное — избегать занятий с высоким риском для здоровья. Например, регбисты сталкиваются с нарушениями функций мозга из-за частых травм головы, связанных с особенностями этого вида спорта.
- Что делать: не полагаться только на шахматы и разгадывание кроссвордов, а регулярно плавать, танцевать или записаться на йогу, чтобы комплексно развивать тело.
Миф: Молоко полезно для мозга

Ожирение разрушает связи между нейронами, сахар и трансжиры приводят к воспалениям. Мозг переходит на низкоэнергетический режим болезни и впадает в депрессию. Недостаток еды тоже выводит этот орган из равновесия: он бросает все силы на то, чтобы достать еды, и человек становится агрессивным и раздражительным. Продолжительность жизни мозга сокращается, увеличивается риск развития болезней мозга.
- Что делать: в регулярный рацион включить жирную рыбу, икру, орехи, фрукты и овощи. Перейти на кетоновую диету, обязательно проконсультировавшись с врачом.

Например, хирурги начинают заниматься на скрипке в 30+ лет, чтобы развить мелкую моторику. Спецслужбы заставляют сотрудников проходить компьютерные игры, чтобы развивать скорость реакции, логику и вырабатывать правильное поведение в миссиях.
- Что делать: не бойтесь попробовать себя в том, о чем мечтали в детстве. Новые знания создают новые нейронные связи, защищая мозг от старения. Пусть вас не смущают возрастные рамки: на Олимпиаде в Пхенчхане в дисциплине «горные лыжи» Мексику представлял спортсмен, который за год до этого впервые освоил данный вид спорта — в 40 лет.
Миф: Позитивное мышление — удел молодых и неопытных
На самом деле: оптимисты легче переживают неудачи и быстрее достигают поставленных целей, а вот продолжительное волнение на 29 % увеличивает риск умереть от сердечного приступа и на 41 % — от рака. И пусть то, как люди смотрят на жизнь, определяется генами, но именно жизненный опыт решает, кем вы станете. Поэтому психологи советуют развивать так называемое позитивное искажение.
- Что делать: существует онлайн-тренинг, который следует выполнять ежедневно. В нем среди 9 человек требуется как можно быстрее найти того, кто улыбается. Регулярные занятия заставляют мозг перестроить мировосприятие и снижают уровень тревожности.
Миф: У одних людей математический склад ума, а все остальные — гуманитарии

Математические способности по-разному развиты у людей, но даже в зрелом возрасте их можно улучшить. Это благотворно влияет на работу памяти, а также будет полезно тем, кто занят творческим трудом и музыкой.
- Что делать: начните с простого — играйте чаще в «Монополию» и «Буквоед». Обратитесь к простым задачкам и тактильным головоломкам, считайте в уме расходы, делая покупки. Загляните на этот сайт — он признан лучшим онлайн-ресурсом, с которым легко освоить математику любому.
Миф: Пить кофе каждый день полезно для памяти

- Что делать: осваивайте по 1–2 книги разных жанров в неделю. Перечитывайте старое, чтобы «перезаписать данные»: если долго не обращаться к информации, мозг удаляет ее из памяти.
Миф: Виртуальные карты и навигатор развивают пространственное ориентирование

Знание улиц и ориентирование по картам увеличивают область мозга, которая ориентирует нас в пространстве, избавляет от невротизма и учит быстро переключаться с одной стратегии на другую, более эффективную в конкретной ситуации.
- Что делать: откажитесь от навигатора в пользу бумажных карт и научитесь краем глаза всегда следить за ориентирами, например положением солнца. Благодаря этому вы сможете находить нужное место даже в незнакомом городе.
-
Миф: Электростимуляция сжигает мозги

- Что делать: использование подобной терапии следует начать с консультации у врача, чтобы не нанести вред здоровью.
Миф: Стимулирование центра удовольствия заставляет мозг работать лучше

Стимулировать мозг надолго и без ущерба может гормон серотонин. Он выделяется, когда вы занимаетесь самореализацией, смеетесь или разделяете любимое занятие с приятным человеком, например смотрите кино или обедаете. В таких случаях можно сделать исключение, чтобы вместе побаловаться сладостями или хорошим вином.
- Что делать: чаще проводите время с друзьями, путешествуйте, знакомьтесь с новыми людьми и старайтесь разделять удовольствия с близкими.
А вы готовы испытать на себе подобные техники?
Еще статьи...
- Как сохранить и улучшить свою память
- 6 шагов для здоровья мозга и блестящей памяти
- 5 способов сохранить мозг молодым и здоровым
- Лечебная гимнастика для сердца и сосудов
- Упражнения для развития и тренировки памяти
- 8 весёлых упражнения для тренировки мозга
- 10 эффективных упражнений для гармонизации полушарий мозга!
- Упражнения для развития мозга детей и взрослых